»Спонсор |
|
|
|
В категории "Учебное издание" материалов: 20 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Введение 7
1 1 Основные направления науки о поведении животных 7
12 Классификации основных форм поведения 10
13 Мышление человека определения и классификация 14
Глава 2 История исследований мышления животных ................................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 2840 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 5.0/1
| Обсудить: в Форуме |
|
ЛИТЕРАТУРА1
Адрианов О. С., Молодкина Л. Н., Ямщикова Н. Г. Ассоциативные системы мозга и экстраполяционное поведение. М.: Медицина, 1987.
Андреева Н. Г., Обухов Д. К. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных. СПб., 1999.
Бадридзе Я. К. Пищевое поведение волка. Вопросы онтогенеза. Тбилиси: Мец-ниереба, 1987.
Батуев А. С. Предисловие редактора//Физиология поведения: Нейробиологи-ческие закономерности. Руководство по физиологии. Л.: Наука, 1987. С. 3-8.............................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 3780 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0
| Обсудить: в Форуме |
|
Межсигнальные реакции — это выполнение животным условнорефлектор-ной реакции не в ответ на условные сигналы, а в интервале между их применениями.
Мыши-нокауты — искусственные мутанты, у которых с помощью методов генной инженерии полностью выключена функция какого-либо гена. Исследование поведения и физиологических признаков таких животных может пролить свет на функции этого гена в развитии нервной системы, а также на компенсаторные возможности генома.
Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, в основе которого лежит произвольное оперирование образами и которое дает знание о наиболее существенных свойствах, связях и отношениях объективного мира. Это наиболее сложная форма высшей нервной деятельности, по своим.............................................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 1526 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0
| Обсудить: в Форуме |
|
Различия в процессах обучения и памяти в связи с генетической изменчивостью строения мозга. В соответствии с традиционно принятой в нейрофизиологии логикой исследований функциональную роль того или иного отдела мозга в формировании поведения обычно анализировали путем оценки последствий его разрушения, а также электрической и/или фармакологической стимуляции.
К началу 70-х годов считалось установленным, что одна из функций гиппокампа (рис. 9.2А) — мощное модулирующее влияние на процессы обучения, в частности торможение инструментальных ус-ловнорефлекторных реакций (Виноградова, 1975).
Американские исследователи Р. и Ц. Ваймеры и Т. Родерик выполнили..............................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 1557 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0
| Обсудить: в Форуме |
|
9.2. Роль генотипа в формировании способности к рассудочной деятельности
При тестировании элементарной рассудочной деятельности были получены многочисленные свидетельства вариативности (изменчивости) уровня выполнения этого теста среди животных одного вида. Л. В. Крушинский и его сотрудники в 60-70-е годы XX века проанализировали способность животных многих видов к экстраполяции направления движения стимула, т.е. их умение оперировать закономерностями перемещения предметов (см. гл. 4).
Сравнительные исследования поведения животных разных видов позволили сделать заключение, что уровень рассудочной деятельности тем выше, чем сложнее мозг животного (см. гл. 8). Однако для изучения физиолого-генетических основ этого феномена было необходимо исследовать животных одного вида, и наиболее подходящими объектами такой работы казались лабораторные .................................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 2811 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0
| Обсудить: в Форуме |
|
8.2. Сравнительная характеристика уровня элементарной рассудочной деятельности (элементарного мышления) у животных разных таксономических групп
К началу 70-х годов XX в. сформировались экспериментальные подходы, позволившие проводить систематические сравнительные исследования рассудочной деятельности животных. Их особенностью было использование животных большого числа видов в стандартных условиях с применением единых, стандартных тестов, результаты которых доступны точной количественной оценке. Это позволяло сопоставлять показатели решения теста животными разных таксономических групп и анализировать специфику механизмов (стратегии), лежащих в основе решения такой задачи, подобно тому как это было сделано при сопоставлении стратегий решения теста на «установку» (см. 8.1).
Способность к экстраполяции. Наиболее полная сравнительная.............................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 3374 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 4.0/1
| Обсудить: в Форуме |
|
7.3. Самоузнавание и использование другой информации, полученной с помощью зеркала, у животных других видов
Вполне очевидно, что для анализа предыстории человеческого сознания наиболее интересны наблюдения и результаты исследований, проведенных с человекообразными обезьянами. В то же время представлялось необходимым выяснить, есть ли элементы самоузнавания у животных других видов, прежде всего у тех, кто имеет сложный высокодифференцированный мозг.
Об этом известно гораздо меньше, однако, по-видимому, большинство из изученных видов (рыбы, морские львы, собаки, кошки, слоны и попугаи) оказались не способными узнавать себя в зеркале (Povinelly et al., 1993). Эти животные, как правило, реагируют на свое отражение как на другое ......................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 2510 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0
| Обсудить: в Форуме |
|
Составление предложений и понимание их структуры. Уже на самых ранних этапах экспериментов выяснилось, что, осваивая амслен, обезьяны комбинировали знаки не только для обозначения новых предметов. Выучив всего 10—15 жестов, они по собственной инициативе объединяли их в 2—4-членные цепочки, напоминавшие
2 Позднее Гарднеры работали и с другими шимпанзе. Эти и другие опыты подробно и достоверно описаны в популярной книге известного американского журналиста Ю. Линдена (1981; см. также: Ерахтин, Портнов. 1984; Мак-фарленд, 1988; Зорина и др., 1999; Резникова, 2000).................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 2401 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0
| Обсудить: в Форуме |
|
Особенности естественных языков высокоорганизованных животных. В настоящее время накапливается все больше сведений о том, что языки приматов и, по-видимому, других высокоорганизованных животных иногда выходят за рамки видоспецифической коммуникационной системы. Известно, например, что в языке верветок, зеленых мартышек имеются звуковые сигналы для обозначения конкретных объектов и явлений, в частности различных видов хищников. Они обозначают не «хищника вообще» как опасность, а конкретно леопарда, змею и др. Точно также есть сигналы для обозначения не любого корма для утоления голода, а определенной пищи (подробнее см.:
Зорина и др., 1999; Резникова, 2000).............................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 2923 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0
| Обсудить: в Форуме |
|
5.5.2. Естественные стимулы и «естественные» (перцептивные) понятия
Во всех приводившихся до сих пор примерах мы рассматривали способность к обобщению относительно простых признаков, искусственно выделенных из того информационного потока, который действует на животное (и на человека) в реальной жизни (цвет, форма, симметрия). В то же время очевидно, что в естественной среде обитания животные способны опознавать весьма сложные многокомпонентные раздражители, несущие биологически важную информацию. О наличии процесса обобщения и его роли в приспособительном поведении животных свидетельствуют накопленные этологами данные о способности избирательно опознавать некоторые характерные для каждого вида категории стимулов.
В этой связи закономерен вопрос: как животные обрабатывают такого рода ...................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 1118 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0
| Обсудить: в Форуме |
|
|
|