»Спонсор |

|
»Статистика |

Онлайн всего: 1 Из них Гостей: 1 Пользователей: 0
Поздравляем иминиников
 HellFrorcepep(40), Victoria_tuh(37), vogsinvorge(47), AskeleraTed1961(45), DODECHOGUEHEF(37), Williambag(45), StephenLeW(50), Abrekilore(42), PatrickDype(48), SannyDar(46), Ardissst(39), grishpokFet(39), Bipatore(45), JustinOt(37), AxroKbyo(49), JosephKals(38), anteqFet(46), Specsferb(39), BrandonKi(45), RuslanlMew(49), Joshuapam(47), Myrtieoa(39), ElenMarselBek(41), Philipbaws(46), JonibiscoEr(37), JaneWG1961(49), WarrenDek(41), ArtViTum(38), DonaldMat(42), GoppopEl(39), [Полный список] |
|
|
В категории "Учебное издание" материалов: 20 Показано материалов: 11-20 |
Страницы: « 1 2 |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
5.1. Общие сведения
В этой главе рассмотрены те когнитивные способности, благодаря которым мышление выступает как «обобщенное и опосредованное отражение действительности». Как уже упоминалось (см. 1.4), оно включает следующие операции: анализ и синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование. Мы обратимся к двум последним операциям.
Обобщение и абстрагирование обеспечивают ту сторону мышления животных, которая..............................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 1575 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0
| Обсудить: в Форуме |
|
1. Закон «неисчезаемости» предметов (object permanence). Животные способны сохранять память о предмете, ставшем недоступным непосредственному восприятию. Животные, «знающие» этот эмпирический закон, более или менее настойчиво ищут корм, тем или иным способом скрывшийся из их поля зрения (описание поведения млекопитающих в тесте на отсроченную реакцию см. в 3.4.1). Представление о «неисчезаемости» есть и у многих птиц. Так, вороны и попугаи активно ищут корм, который у них на глазах накрыли непрозрачным стаканом или отгородили от них непрозрачной преградой. В отличие от этих птиц голуби и куры законом «неисчезаемости» не оперируют или оперируют в весьма ограниченной степени. Это выражается в...........................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 1934 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0
| Обсудить: в Форуме |
|
4.5.1. Достижение приманки с помощью орудий
В. Келер предлагал своим обезьянам несколько задач, решение которых было возможно только при использовании орудий, т.е. посторонних предметов, расширяющих физические возможности животного, в частности «компенсирующих» недостаточную длину конечностей (см. рис. 4.1).
Подтягивание приманки за нити. В первом варианте задачи лежащую за решеткой приманку можно было получить, подтягивая за привязанные к ней нити (рис. 4.2А). Эта задача, как выяснилось впослед-..............................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 1901 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0
| Обсудить: в Форуме |
|
Обучение «выбору по образцу»
«Выбор по образцу» — один из видов когнитивной деятельности, также основанный на формировании у животного внутренних представлений о среде. Однако в отличие от обучения в лабиринтах этот экспериментальный подход связан с обработкой информации не о пространственных признаках, а о соотношениях между стимулами — наличии сходства или отличия между ними.
Метод «выбора по образцу» был введен в начале XX в. И. Н. Ладыгиной-Коте и с тех пор широко используется в психологии и физиологии. Он состоит в том, что животному демонстрируют стимул-образец и два или несколько стимулов для сопоставления с ним, подкрепляя выбор того, который соответствует образцу. Существует несколько вариантов «выбора по образцу»:...................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 2851 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0
| Обсудить: в Форуме |
|
3.3.2. формирование «установки на обучение»
Метод формирования «установки на обучение» (object learning-set formation) разработал американский исследователь Г. Харлоу (Harlow, 1949; 1958). Согласно классическому варианту этой методики, животное (в опытах Харлоу макака-резуса) обучают простой дифференци-ровке — выбору одного из двух стимулов: игрушек или мелких предметов обихода. По достижении определенного критерия выработки.........................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 2786 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 5.0/3
| Обсудить: в Форуме |
|
Привыкание — наиболее примитивная форма обучения, отчетливо выраженная даже у низших организмов — беспозвоночных животных. Его успешно исследуют на имеющих простую нервную систему ки-шечно-полостных, червях, моллюсках, насекомых. Для изучения при-
' Обширный экспериментальный материал по восприятию и оценке животными параметров времени в книге не затронут, поскольку эти вопросы практически не имеют прямой связи с проблемой мышления животных.
2 Классификация видов мышления животных рассматривается в главе 4.66
рукания используются также модельные системы — так называемые клеточные аналоги ..................................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 2778 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 5.0/2
| Обсудить: в Форуме |
|
2.11.1. Основные направления этологических исследований
Этология развивалась сначала как альтернатива строго лабораторной науке — сравнительной психологии. Благодаря контакту этологии с популяционной биологией и генетикой возник ряд современных направлений науки о поведении, например социобиология. Первоначально, вплоть до 60-х годов XX века, существовала достаточно активная конфронтация этологов и приверженцев сравнительной психологии, однако со временем были предприняты вполне удачные попытки синтеза этих направлений с целью создания общей науки о поведении животных. Одной из наиболее полных и до сих пор не устаревших книг по поведению животных является монография Р. Хайнда (1975), целью которой было именно непротиворечивое изложение ................................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 3255 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0
| Обсудить: в Форуме |
|
2.5.2. Зоопсихологические исследования Н. Н. Ладыгиной-Коте
Особый вклад в исследование поведения и психики животных внесла Надежда Николаевна Ладыгина-Коте. Своим главным учителем Надежда Николаевна считала Ч. Дарвина. В своих исследованиях
34

Н. Н. Ладыгина-Коте (1889-1963) с ее
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 3153 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 5.0/3
| Обсудить: в Форуме |
|
РЕЗЮМЕ
Для обозначения высших форм познавательной (когнитивной) деятельности человека существуют термины — «разум», «мышление», «рассудок», «разумное поведение». Употребляя эти же термины при описании мышления животных, необходимо помнить, что сколь бы сложны ни были проявления высших форм поведения и психики животных в рассмотренном ниже материале, речь может идти только об элементах и зачатках соответствующих мыслительных функций человека. Термин Л. В. Крушинского «рассудочная деятельность» позволяет избежать полного отождествления мыслительных процессов у животных и человека, существенно различающихся по степени сложности.
1. Какие направления биологии исследуют поведение животных?.........................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 4737 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 5.0/1
| Обсудить: в Форуме |
|
ЗООПСИХОЛОГИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Психология» и специальности «Биология».................................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 3621 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 4.0/3
| Обсудить: в Форуме |
|
|
|