»Спонсор |
|
»Статистика |
Онлайн всего: 1 Из них Гостей: 1 Пользователей: 0
Поздравляем иминиников
impuddy(65), Samreesse(38), Orbigooperelo(40), jlocrhekj(43), Staictunsenia(39), Danliptub(39), Gogaol(43), OllgadaTe17(50), bestfreeiconsNew(47), MoneyHah(48), Millieea(39), BrandonPior(43), BrandonGop(42), Charlesvame(43), Astradoga(46), BarbaraFump(44), RichardJeR(37), DmitriyDep(37), KthonyHish(44), BrandyLon(48), Timothycag(37), yulyapetrova89deS(43), Erasmowob(44), ArtStTum(37), JosephTet(49), RobbertooDep(37), fhjljhEl(40), Amandapa(40), Cherylon(42), Raymondceag(44), [Полный список] |
|
|
В категории "Учебное издание" материалов: 20 Показано материалов: 11-20 |
Страницы: « 1 2 |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
5.1. Общие сведения
В этой главе рассмотрены те когнитивные способности, благодаря которым мышление выступает как «обобщенное и опосредованное отражение действительности». Как уже упоминалось (см. 1.4), оно включает следующие операции: анализ и синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование. Мы обратимся к двум последним операциям.
Обобщение и абстрагирование обеспечивают ту сторону мышления животных, которая..............................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 1563 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0
| Обсудить: в Форуме |
|
1. Закон «неисчезаемости» предметов (object permanence). Животные способны сохранять память о предмете, ставшем недоступным непосредственному восприятию. Животные, «знающие» этот эмпирический закон, более или менее настойчиво ищут корм, тем или иным способом скрывшийся из их поля зрения (описание поведения млекопитающих в тесте на отсроченную реакцию см. в 3.4.1). Представление о «неисчезаемости» есть и у многих птиц. Так, вороны и попугаи активно ищут корм, который у них на глазах накрыли непрозрачным стаканом или отгородили от них непрозрачной преградой. В отличие от этих птиц голуби и куры законом «неисчезаемости» не оперируют или оперируют в весьма ограниченной степени. Это выражается в...........................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 1914 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0
| Обсудить: в Форуме |
|
4.5.1. Достижение приманки с помощью орудий
В. Келер предлагал своим обезьянам несколько задач, решение которых было возможно только при использовании орудий, т.е. посторонних предметов, расширяющих физические возможности животного, в частности «компенсирующих» недостаточную длину конечностей (см. рис. 4.1).
Подтягивание приманки за нити. В первом варианте задачи лежащую за решеткой приманку можно было получить, подтягивая за привязанные к ней нити (рис. 4.2А). Эта задача, как выяснилось впослед-..............................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 1888 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0
| Обсудить: в Форуме |
|
Обучение «выбору по образцу»
«Выбор по образцу» — один из видов когнитивной деятельности, также основанный на формировании у животного внутренних представлений о среде. Однако в отличие от обучения в лабиринтах этот экспериментальный подход связан с обработкой информации не о пространственных признаках, а о соотношениях между стимулами — наличии сходства или отличия между ними.
Метод «выбора по образцу» был введен в начале XX в. И. Н. Ладыгиной-Коте и с тех пор широко используется в психологии и физиологии. Он состоит в том, что животному демонстрируют стимул-образец и два или несколько стимулов для сопоставления с ним, подкрепляя выбор того, который соответствует образцу. Существует несколько вариантов «выбора по образцу»:...................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 2830 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0
| Обсудить: в Форуме |
|
3.3.2. формирование «установки на обучение»
Метод формирования «установки на обучение» (object learning-set formation) разработал американский исследователь Г. Харлоу (Harlow, 1949; 1958). Согласно классическому варианту этой методики, животное (в опытах Харлоу макака-резуса) обучают простой дифференци-ровке — выбору одного из двух стимулов: игрушек или мелких предметов обихода. По достижении определенного критерия выработки.........................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 2772 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 5.0/3
| Обсудить: в Форуме |
|
Привыкание — наиболее примитивная форма обучения, отчетливо выраженная даже у низших организмов — беспозвоночных животных. Его успешно исследуют на имеющих простую нервную систему ки-шечно-полостных, червях, моллюсках, насекомых. Для изучения при-
' Обширный экспериментальный материал по восприятию и оценке животными параметров времени в книге не затронут, поскольку эти вопросы практически не имеют прямой связи с проблемой мышления животных.
2 Классификация видов мышления животных рассматривается в главе 4.66
рукания используются также модельные системы — так называемые клеточные аналоги ..................................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 2762 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 5.0/2
| Обсудить: в Форуме |
|
2.11.1. Основные направления этологических исследований
Этология развивалась сначала как альтернатива строго лабораторной науке — сравнительной психологии. Благодаря контакту этологии с популяционной биологией и генетикой возник ряд современных направлений науки о поведении, например социобиология. Первоначально, вплоть до 60-х годов XX века, существовала достаточно активная конфронтация этологов и приверженцев сравнительной психологии, однако со временем были предприняты вполне удачные попытки синтеза этих направлений с целью создания общей науки о поведении животных. Одной из наиболее полных и до сих пор не устаревших книг по поведению животных является монография Р. Хайнда (1975), целью которой было именно непротиворечивое изложение ................................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 3243 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0
| Обсудить: в Форуме |
|
2.5.2. Зоопсихологические исследования Н. Н. Ладыгиной-Коте
Особый вклад в исследование поведения и психики животных внесла Надежда Николаевна Ладыгина-Коте. Своим главным учителем Надежда Николаевна считала Ч. Дарвина. В своих исследованиях
34
Н. Н. Ладыгина-Коте (1889-1963) с ее
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 3141 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 5.0/3
| Обсудить: в Форуме |
|
РЕЗЮМЕ
Для обозначения высших форм познавательной (когнитивной) деятельности человека существуют термины — «разум», «мышление», «рассудок», «разумное поведение». Употребляя эти же термины при описании мышления животных, необходимо помнить, что сколь бы сложны ни были проявления высших форм поведения и психики животных в рассмотренном ниже материале, речь может идти только об элементах и зачатках соответствующих мыслительных функций человека. Термин Л. В. Крушинского «рассудочная деятельность» позволяет избежать полного отождествления мыслительных процессов у животных и человека, существенно различающихся по степени сложности.
1. Какие направления биологии исследуют поведение животных?.........................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 4725 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 5.0/1
| Обсудить: в Форуме |
|
ЗООПСИХОЛОГИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Психология» и специальности «Биология».................................................
Категория: Учебное издание |
Просмотров: 3604 | Author: Зоя Александровна Зорина Инга Игоре | Добавил:
Admin | Дата: 18.08.2007 | Рейтинг: 4.0/3
| Обсудить: в Форуме |
|
|
|