Межсигнальные реакции — это выполнение животным условнорефлектор-ной реакции не в ответ на условные сигналы, а в интервале между их применениями.
Мыши-нокауты — искусственные мутанты, у которых с помощью методов генной инженерии полностью выключена функция какого-либо гена. Исследование поведения и физиологических признаков таких животных может пролить свет на функции этого гена в развитии нервной системы, а также на компенсаторные возможности генома.
Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, в основе которого лежит произвольное оперирование образами и которое дает знание о наиболее существенных свойствах, связях и отношениях объективного мира. Это наиболее сложная форма высшей нервной деятельности, по своим механизмам, функциям и при-способительному значению отличная от инстинктов и обучения. Мышление животных обычно называют элементарным или довербальным, подчеркивая, что это лишь зачатки тех сложнейших функций, которые составляют мышление человека. Именно поэтому Л. В. Крушинский для обозначения элементарного мышления животных предложил специальный термин «рассудочная деятельность».
Нейромедиаторы — низкомолекулярные соединения, участвующие в передаче возбуждения в синапсе. Описано несколько десятков нейромедиа-торов, наиболее хорошо изученными являются ацетилхолин, глутамат, нор-адреналин, дофамин, гамма-аминомас-ляная кислота, глицин и др.
Норма реакции — пределы, в которых может изменяться фенотип без изменения генотипа. Предел нормы реакции, ее «размах» у особей какого-либо вида зависят и от уровня его организации, и от экологических особенностей, и от особенностей изучаемого признака, а также от генотипа особи.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Обучение — процесс, состоящий в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта (Thorpe, 1963).
«Открытое поле», тест, заключается в помещении животного (используется практически только для грызунов) на открытую освещенную площадку и в регистрации ряда параметров его поведения — уровня локомоторной и исследовательской активности, эмоциональной реактивности и т.п.
Память — способность к воспроизведению прошлого индивидуального опыта. Свойство нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить и периодически использовать информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма. Выделяют две формы памяти, соответствующие этапам ее формирования, — краткосрочную и долговременную. Первая характеризуется временем хранения информации от секунд до десятков минут; она разрушается воздействиями, влияющими на согласованность работы нейронов (например, электрошок или кислородное голодание). Краткосрочная память включает в себя два компонента. Это собственно краткосрочная память, которая не страдает от действия на мозг электрошока и гипоксии, и так называемая промежуточная память, которая разрушается от этих воздействий и которая, видимо, представляет собой этап в формировании долговременной памяти. Время ее хранения гораздо дольше и сопоставимо с длительностью жизни данного организма. Переход от краткосрочной памяти к долговременной называется консолидацией. Долговременная память связана с устойчивыми изменениями в синапсах. Эти изменения, в свою очередь, связаны с изменениями в биосинтезе и встраиванием в мембраны белков, от которых зависит чувствительность ее к нейромедиатору. Информация, записанная в памяти, называется «следом памяти» или «энграммой». В свою очередь долговременная память — это явление неоднородное. Она может быть «декларативной» (т.е. памятью на тексты и события) и/или «ико-нической» (памятью на сенсорные раздражения, запоминание сложных привычек и навыков). По типу запоминаемой информация память может быть рабочей, т.е. сохраняться в течение короткого времени после сеанса научения, и так называемой «референтной», которая связана с запоминанием контекста и длится долго.
Плейотропия — множественные проявления действия какого-либо гена, связанные с вовлечением в реализацию его эффекта значительного числа систем.
Поведение — один из важнейших способов активного приспособления животных к многообразию условий ок-
299
ружающей среды. Оно обеспечивает выживание и успешное воспроизведение как отдельной особи, так и вида в целом.
Полимеразная цепная реакция — ПЦР (PCR — polymerase chain reaction) — метод, позволяющий за счет использования специальных ферментов и оли-гонуклеотидных последовательностей, специфичных для какого-либо гена, многократно увеличивать («нарабатывать») in vitro количество РНК, соответствующей данному гену.
Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. В зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в его основе, понятие может быть теоретическим или эмпирическим. Во втором случае оно фиксирует одинаковые предметы (или стимулы) в каждом отдельном классе предметов (или стимулов) на основе операции сравнения.
Посттетаническая иотеициация — изменение синаптических свойств нейронной сети в результате предварительного длительного (тетанического) раздражения, выражающееся в увеличении возбудимости мембран нейронов.
Представление — форма индивидуального чувственного отражения, благодаря которой возникают образы ранее воспринятого предмета или явления. В отличие от восприятия представление объединяет единичные объекты и связывает их с понятием. Существует в виде следов памяти, а также в виде образов, созданных воображением. У человека представления опосредованы словом, осмысленны и осознаны, у животных они также могут быть не только образными, но и отвлеченными, создавая основу для образования довербальных понятий.
Разум, разумное поведение — синоним терминов «мышление» и «рассудочная деятельность». Употребляется также и в более широком смысле как альтернатива инстинкта.
300
Рассудочная деятельность — синоним термина «мышление», предложенный Л. В. Крушинским и обозначающий «способность животного улавливать эмпирические законы, связывающие предметы и явления внешнего мира, и оперировать этими законами в новой для него ситуации для построения программы адаптивного поведенческого акта» (Крушинский, 1986). Крушинский считал это определение рабочим. Оно, с одной стороны, подчеркивает специфику определенных актов поведения животных, их отличие от инстинктов и обучения, а с другой — четко отграничивает от высших психических функций человека.
Робертсоновская транслокация — это слияние двух акроцентрических (т.е. палочковидных) хромосом с образованием одной мета- или субметацентри-ческой. Цитогенетические исследования показывают, что заметного изменения количества генетического материала при этих транслокациях не происходит(хотя область околоцентромерного гетерохро-матина, по некоторым данным, оказывается измененной).
Символизация — установление эквивалентности между нейтральными знаками (символами) и предметами, действиями, обобщениями разного уровня и понятиями.
Символы — это знаки, связанные с представлениями, которые в отличие от конкретных форм образного мышления отображают не только непосредственные стимулы, но и довербальные понятия, возникшие благодаря операциям обобщения и абстрагирования.
Стресс-реактивность — способность организма более или менее успешно формировать реакцию на действие сильных вредящих или угрожающих раздражителей. Эта реакция вовлекает гипо-таламо-гипофиз-надпочечниковую систему и заключается в мобилизации защитных ресурсов организма.
Таксономическая группа (таксой) — группа организмов (животных и растений), связанных той или иной степенью родства, обособленных от других в
той степени, чтобы им можно было присвоить ранг вида, рода, отряда, класса и т.п.
Факторы транскрипции — белковые молекулы, функция которых связываться с ДНК и регулировать экспрессию генов.
Фенотип — совокупность всех признаков и свойств особи, формирующихся в процессе взаимодействия ее генетической структуры (генотипа) и внешней по отношению к ней среды. Однозначного соответствия между генотипом и фенотипом нет: изменения генотипа не всегда сопровождаются изменением фенотипа, и наоборот, изменения фенотипа не обязательно связаны с изменением генотипа.
Холинолитические препараты — вещества, блокирующие синаптическую передачу в нейронах, где нейромедиато-ром является ацетилхолин. Ацетилхолин-ергические нейроны содержатся в большом количестве в переднем мозге, а их разрушение вызывает нарушения и обучения, и других когнитивных функций. Нарушения в холинергической системе нейронов мозга ответственны за нарушения памяти и интеллекта при болезни Альцгеймера.
Цепные условные рефлексы — условные рефлексы, выработанные таким
образом, что выполнение одного из них является условием выполнения следующего. Например, двигательный инструментальный навык у крысы формируют таким образом, что после первого выученного (инструментального) движения, например прыжка на полку, следует переход животного в другую часть камеры и нажатие на рычаг, затем еще 1-2 сходных движения, после которых животное получает подкрепление.
Цефализация (или энцефализа-ция) — увеличение отношения массы головного мозга к массе тела животного в сравнительном ряду позвоночных. Среди птиц степень цефализации наиболее высока у попугаев, врановых и сов, среди млекопитающих — у китообразных и приматов, особенно у человека.
Цитоархитектоника — клеточное строение нервной ткани, учитывающее разнообразие типов нейронов, связи между нейронами определенных групп и количественные соотношения нейронов разных типов.
Эвристические процессы — деятельность, приводящая к внезапному решению задачи.
Эмпатия — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, в том числе понимание знаний и намерений других индивидов.
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Абстрагирование 38, 208, 222 Амслен — см. Языки-посредники Антропоморфизм 20, 28, 59
Бихевиоризм 8, 28-29, 48, 76-77,
156
Большее множество, признак 171 «Больше, чем», признак 158—159,
170-171, 175
Видоспецифическое поведение 21,
51-55, 135-137, 194, 237, 273 Вторая сигнальная система 47, 193,
194, 196
Выбор по аналогии 190-191 Выбор по образцу 36, 43, 102-103, 163-164, 168, 187, 203, 249
Генетика поведения 9, 264
— вариации строения мозга
282-288 Генетические модели 10 Генетический анализ 265—266 Гештальтпсихология 9 Гиппокамп 98-100, 282-283, 297
«Доставание банана», тест 156-157 Дрессировка 20, 61, 78
301
Естественные категории и понятия 175, 179-183
Зоопсихология 8, 32
Индивидуальное поведение (классификация) 10—11 Инсайт 39, 40, 84, 104, 107 Инстинкт 20-23, 33, 52-54, 135-137 Интеллект 15, 56, 62-63, 290 Использование орудий см. Орудийная
деятельность
Иеркиш см. Языки-посредники
Канон Ллойда-Моргана 24, 56, 80,
105, 112, 137, 183 Категоризация 181 Кедровки 99-100 Когнитивные процессы 29, 85
— тесты 113-116 Коммуникация, вариабельность сигналов 195
Конструктивная деятельность 122, 124 Критерий обученности, условный 164 Кроссмодальный перенос 168
Лабиринты 89-90, 95-98
Мотивация 68,114-115 Мысленный план 87. 89-91, 94-96,
97, 101, 128, 140 Мышление 14
— довербальное 44-45
— животных 107—111, 134
— индуктивное 191
— классификация 117
— элементарное, градации 251— 257
Навыки, независимо приобретенные
— у крыс 156
— у птиц 158-159 Новизна, признак 186
Обобщение 38, 161-169, 184-189, 208, 222
— довербальные понятия 174
— допонятийный уровень 173
— категоризация 183
— опознание предметов по изображениям 172
— оценка уровня 166—169 Образы 87, 90, 110 Обучение 64, 135
— вторичное 162, 174
— генетические различия 278-288
302
— морфологические корреляции 282-283
— первичное 162 Ориентация в пространстве 93 Орудийная деятельность 11,
— капуцинов 126
— «тушение огня» 130-131
— человекообразных обезьян 118-127, 134 -135
— шимпанзе Тарас 122
— шимпанзе Лада и Нева 133 Отсроченные реакции 87-88
Память 88, 93-94, 96, 97, 99, 101,
161-162
Перенос, тест 165-170, 201 Поведение 52—55
— классификации 10
— поисковое 54—55 Подсказки экспериментатора IS—79,
115-116, 204 Понятия 173
— довербальные 188
— о числе 188 Предложение, понимание структуры
211-212 Представления 86-87, 94, 102-103,
210
— константность свойств 88
— отвлеченные 261 Привыкание 66-67 Признаки
— абсолютные 177
— «больше, чем» 158-159
— относительные 164, 168, 185— 186
— соответствие 164, 187, 189
— сходство 167, 187-188 Психофизиология 9
Разум 23 Рассудочная деятельность 139-141
— определение 108
—тесты 113-116 Ревеша—Крушинского тест 251 Рефлекторный принцип 25 Речь 47, 193, 194, 261-262,
— возраст формирования 218
— понимание обезьянами 210, 216-218
— представительство в мозге 218
Символизация 193—194
— тесты 197-198
— врановые птицы 201—204
— приматы 198-201
Сложение, арифметическая операция
203-204 Сознание 223—225
— знания о намерениях других особей 232
— признаки сознания у животных 225
— самоузнавание у человекообразных обезьян 225-229
— у других видов 230—232 Соответствие, признак 164, 187, 189 Социальное поведение 11 Социальное сознание 110, 233—237
— обман 243
— преднамеренное обучение детенышей 240
— социальное маневрирование 241
— социальные «знания» 238—239 Сравнительный подход 23, 48, 170 Стимулы, режимы предъявления 163—
164, 170
Стратегии поиска 97, 248 Сходство, признак 167, 187—188 Счет 44
— мысленная операция 199—200
Теория «стимул-реакция» 29—30 Транзитивное заключение — 85, 203
«Ужение» термитов — 135 «Умный Ганс» 78-79 Условные рефлексы 25, 61
— дифференцировочные 80—86, 149-151,163-164, 185
— многократные переделки 83, 185, 247
— инструментальные 29, 67, 73-80
— метод последовательного приближения 77—78, 157
— самоформирование 77 — классические 67, 74
- угашение 69
- цепные 247 Установка на обучение 83-84, 92, 138, 140, 247-249
Физиология высшей нервной деятельности 8, 25-26, 40-43, 70-72
Число, признак 177
Эволюция психики 59—63 Эвристические решения 162 Экстраполяция
— способность 115, 249
— методика 142-143
— повреждение мозга 255— 257
— сравнительные исследования 249-250
— экологические сопоставления
258-260 Элементарная логическая задача 139-
148
Эмпирическая размерность, тест 145-148
— контрольный опыт 148-151
— способность 250 Эмпирические законы 89, 139 Этология 7, 9, 48, 51-55
Языки
— естественные 194-196
— человека 196
— свойства, по Хоккету 205 Языки-посредники 48, 205-206
— амслен 48, 206-212
— йеркиш 48, 213
— категоризация 181
- обучение дельфинов 219
- попугая 220-221
- синтакисис 216
- свойства 209-212
- язык жестов (амслен) 47
Перейти в форум
|