10 - Йохен Шторк
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Пожалуй, это связано также и с тем, что для него была важна градация и возможность диалектики между различными ступенями. Кроме того, Фрейд в отличие от появившегося позже генетического психоанализа не постулировал для каждой ступени развития некую общую структуру, имеющую интегрированный характер.
2 Представители парижской психосоматической школы (П. Марти, М. Фэн, М. де М'Юзан, Ш. Давид) отстаивают мнение, что у психосоматических больных особенно страдает функция фантазии.
3 В статье Н. Шайнесс показано, что данное представление оказалось ошибочным и сегодня это рассматривается иначе.
4 См. также современные представления о сексуальном развитии в статье Н. Шайнесс в т. I.
5 Критика мужского взгляда на развитие женщины содержится в книге Кейт Миллет "Сексус и власть" (Millet 1974).
6 Чтобы получить представление и познакомиться с ее воззрениями и идеями английской школы, можно порекомендовать прочесть следующие публикации: Winnicott 1962b; Fornari 1963; Diatkine et al. 1972; Geets 1971; Jaccard 1971; Segal 1964,1973.
7 Прежде всего следует сослаться на книгу "Природа и функция фантазии" С. Айзекса (Isaacs 1952), а также на рассуждения о фантазии М. Кляйн (Klein 1958), Форнари (Fornari 1963), Менделя (Mendel 1968) и Сегал (Segal 1964, 1973).
8 Для более детального изучения следует обратиться к работам М. Кляйн (Klein 1946,1955, 1958), У. Р. Биона (Bion 1967), X. Сегал (Segal 1964, 1973).
9 "Как только младенец осознает грудь в качестве источника жизни и приятных переживаний, возникает зависть. Реальное удовлетворение, которое он испытывает у груди, усиленное столь мощной в раннем детстве идеализацией, дает ему ощущение, что грудь является источником всяческого благополучия, как физического, так и душевного, неисчерпаемым резервуаром пищи, тепла, любви, знания и понимания. Приятное чувство удовлетворенности, которое может принести ребенку этот замечательный объект, усиливает его любовь и увеличивает желание обладать грудью, охранять ее и защищать, однако это же переживание пробуждает в нем желание самому быть источником такого благополучия. Он испытывает болезненное чувство зависти и, как следствие этого, желание уничтожить свойства объекта, способные вызывать у него столь неприятные ощущения" (Segal 1964, 1973, 61-62).
10 Страх перед преследователями исчезает после расщепления на преследующий и идеальный объекты. При этом "доброе" интроецируется, а "злое" проецируется. Мы вновь видим действие механизма интроекции и проекции. С расщеплением и образованием идеального объекта, обладающего способностью отстранять преследующий объект, связана также идеализация хорошего объекта, которая может принимать крайние формы. В свою очередь идеализация обусловливает процесс магического всемогущего отрицания и контроля. Если страх уничтожения становится невыносимым, это может привести к всемогущей идеализации хорошего объекта, полному отрицанию и уничтожению преследователя в фантазии.
11 Балинт продемонстрировал, каким образом хронологическую последовательность обеих позиций, предложенную М. Кляйн, можно представить в обратном порядке. Вполне вероятно, что эти шаги в развитии могут происходить даже одновременно, будучи идентичными ба-линтовским позициям окнофилизма (= депрессивная позиция) и филобатизма (= паранойяльно-шизоидная позиция).
12 Для обстоятельного изучения этого процесса можно порекомендовать работы М. Кляйн (Klein 1935, 1937, 1940, 1948), X. Сегал (Segal 1964, 1973) и Д.B. Винникотта (Winnicott 1935, 1958а, 1958Ь).
13 Здесь также напрашивается сопоставление с идеями Балинта о том, что филобат агрессивно и проективно защищается от объекта, а окнофил интроективно притягивает объект к себе.
14 Зависимость нельзя признать, но тем не менее она существует. Зависимость принимается лишь от объекта, полностью подчиненного в фантазии. Триумф тесно связан с всемогуществом и направлен на отрицание чувств уважения, заботы (см. также "беспокойство" у Винникотта, 1963), печали и тоски. В то же время пренебрежение направлено на обесценивание объекта, против чувств утраты и вины. В отношении человека, которого по каким-либо причинам презирают, не приходится испытывать угрызения совести, даже если ему и причиняется зло.
15 Здесь отчетливо видно, как отклоняется от фрейдовской теория сексуальности Мелани Кляйн, где в качестве первичного сексуального символа рассматриваются признаки матери, а не фаллос.
16 Если достаточно хорошая мать способна соответствовать притязаниям своего ребенка и берет на себя поддерживающую функцию Я, то этим она позволяет младенцу вытеснить невыносимые страхи и достичь переживания всемогущества, то есть магического контроля. Это, согласно Винникотту, составляет креативный аспект контроля. Если данное переживание подкрепляется, младенец может вступать в отношения с субъективными объектами. При столкновении с принципом реальности контакт с объективно воспринимаемыми объектами возникает только через субъективные объекты. Однако в этом процессе объект для переживаний младенца создается, а не находится. И все же — Винникотт называет это парадоксом данного процесса — объект сначала нужно найти, то есть он должен иметься, чтобы ребенок его мог создать. Младенец создает объект, но объект существовал уже и до этого, чтобы быть созданным и катектированным. Хороший объект ничем не поможет ребенку, если не будет создан им самим (Winmcott 1962a).
17 Нарциссическим называется здесь восприятие объекта (ребенка) в качестве части субъекта (матери). Таков типичный процесс в диаде мать-дитя.
18 Вегетативные функции нервной системы, не поддающиеся волевому контролю.
19 Только после развития миелиновой оболочки нервных путей последние могут начать выполнять свои функции. Таким образом, значительная часть мозга формируется уже после рождения.
20 Ср. процесс индивидуации, который Малер наблюдала на детях, с тем, который Юн описывает у пациентов (см. статью Г Вер вт. IV).
21 В результате расщепления объектного мир, на хорошие и плохие части в случае обостренного кризиса повторного сближения, по мнению Малер (и в полном соответствии с представлениями Кляйн), хороший объект должен защищаться от дериватов агрессивного влечения.
Клинический исход этого кризиса повторного сближения определяется:
1) процессом развития в направлении либидинозной константности объекта;
2) количеством и качеством последующих отклонений (стрессогенных травм);
3) возможными шоковыми травмами;
4) степенью страха кастрации;
5) судьбой эдипова комплекса;
6) кризисом развития в подростковом возрасте (Mahler 1975, 108).
22 В приводимом здесь описании восторженного состояния мы опираемся прежде всего на рассуждения Грунбергера (Grimberger 1971, 15—42), которые также излагаются в статье Р. и Ж. Баранд в этом томе В утробе матери зародыш существует в условиях, которые во многом напоминают фантазии о таком состоянии, возникающие в дальнейшей жизни. Он живет в полном гомеостазе, без потребностей, поскольку последние удовлетворяются постоянно и автоматически. Все дается ему бесплатно и безотказно, все принадлежит ему. Тем самым ему не ведомы ни желания, ни удовлетворение. Ему чужды какие-либо реальные отношения, ибо он находится в космосе, за полненном исключительно его бытием.
Эти условия существования зародыша со ответствуют нарциссическому миру переживаний, суть которого характеризует состояние восторженности. Оно оставляет глубокий след, который в дальнейшем должен быть вое создан в реальности,— рай, страну грез К нарциссическому ядру относится сознание собственного личного мира, являющегося жизненно необходимым для индивида. Речь идет не о чем ином, как о скрытой убежденности в том, что, несмотря на все ошибки и недостатки, тебя должны любить самого по себе, а не за какие-либо заслуги. Здесь же коренится и стремление к личной автономии постоянно присутствующее у индивида, равно как и притязание на магическое всемогущество, которое всегда готово заявить о себе как только это потребуется.
В нарциссическом ядре скрывается и вера в бессмертие, которая существует в каждом из нас независимо от религии и без которой - вопреки рациональной действительности - наша психическая жизнь была бы немыслима. Фрейд писал: "В бессознательном каждый из нас убежден в своем бессмертии" (X, 341) и "В этой системе (имеется в виду бессознательное) нет отрицания, нет сомнения, нет степеней безопасности" (X, 285). Описанные Фрейдом специфические свойства (X, 285 - 288) и притягательная сила бессознательного (VIII, 250-251) в целом имеют большое сходство с особенностями нарциссического мира переживаний, и нельзя не заметить, что в сущности они являются атрибутами Бога: "Человек создал Бога по своему пренатальному образу" (Grunberger 1971, 38).
23 Одна из крайних форм объектных отношений характеризуется тем, что внешний мир никогда не может быть по-настоящему принят; желанной целью остается исключительно жизнь в фантазии и наряду с ней поиск тотального абсолюта, корни которого скрываются в прошлом, в мире представлений о матери.
24 При другой форме объектных отношений невозможно вынести иррациональные и воображаемые аспекты жизни. Нельзя представить даже парциальное или латентное отклонение от мира реальности. Рационализм и активность гипертрофированы. Главной задачей становится приспособление человека к объективным потребностям и конкретизированной действительности; культура и искусства предстают пустой болтовней, а все бессознательные побуждения и стремление вернуться к истокам, идентифицироваться с матерью переживаются как опасные и подлежат массивному отрицанию. Единственной моделью для идентификации оказывается отец. Тем самым ставится под вопрос сосуществование имаго матери и отца - предпосылки нормального процесса развития.
25 Не подлежит сомнению, что агрессивные чувства и побуждения, будь то сознательные или бессознательные, в свою очередь вызывают сознательные или бессознательные чувства вины, проявляющиеся Е виде угрызений совести, "злого" внутреннего образа себя или ауто-агрессивного поведения. Кроме того, любое стремление к новому, реализация всех возможностей самораскрытия, стремление к большей свободе и автономии в своем индивидуальном выражении представляют собой нарциссические желания, противостоящие регрессивным стремлениям и потребностям в зависимости. Таким образом, они оказываются обращенными против матери и вызывают чувство вины. Как уже отмечалось (см. также Stork, 1974, 270-279), эта агрессия первоначально обращается против матери, против зависимости от нее и апеллирует к отцу, который, кроме того, помогает справляться с чувством вины.
26 Эти рассуждения опираются в основном на работы Грунбергера. Последние в свою очередь основаны на теории Фрейда и воззрениях как английской, так и парижской школы, представители которой делают акцент в исследованиях раннего детского развития не на процессах созревания и восприятия, а на динамике бессознательного, соблюдая тем самым верность основным открытиям Фрейда. Главная цель состоит не в том, чтобы описать ребенка в реальности (то есть различные доступные наблюдению факты, относящиеся к развитию), а проработать бессознательные и сознательные фантазии ребенка, способные дать информацию о детерминирующем процессе. В основе использования психоаналитического метода лежит идея о том, что все наблюдаемое является более или менее поддающимися интерпретации знаками, разгадать которые невозможно без учета скрытых за ними фантазий. Этот подход позволил подтвердить универсальность бессознательных фантазий, о которых впервые заговорила Мелани Кляйн, и сформулировать гипотезу, что бессознательные фантазии существуют также и без какого-либо опыта восприятия. Эти фантазии объясняются бессознательными диспозициями (Diatkine et al. 1972, 365) - первичными фантазиями о внутриутробной жизни, первичной сцене, кастрации.
В качестве самого раннего переживания Грунбергер выделяет состояние безмятежной гармонии. Однако, по его представлениям, это состояние с самого начала подвержено внешним и внутренним нарушениям. Это означает, что у нарциссизма нет отдельной от конфликтов влечений или параллельной им линии развития - с начальной своей фазы он в качестве автономного фактора вступает в специфические диалектические отношения с компонентами влечений. Согласно Грунбергеру (Grunberger 1971, 12), это диалектическое взаимодействие является фундаментом психического развития ребенка.
27 Наиболее известные авторы: Ж. Лакан (Lacan 1932, 1959), А. Грин (Green 1957), Ж. Лапланш (Laplanche 1961), Ж.Мендель (Mendel 1969a, 1969b), Б. Грунбергер (Grunberger 1971), Ж. Биграс (Bigras 1971), С. Лебовичи (Lebovici et al. 1970) и др.
28 В связи с этим Д. Айке (Eicke 1972) описывал агрессивное влечение как собственно стремление к независимости.
Перейти в форум
|