3 - Йохен Шторк
Депрессивная позиция
За паранойяльно-шизоидной позицией в качестве следующей ступени интеграции объектных отношений и защитного поведения следует депрессивная позиция. Согласно Мелани Кляйн, она возникает примерно на четвертом месяце и постепенно преодолевается в течение первого года жизни11. Однако она может вновь активизироваться у взрослых, особенно в состоянии печали. В общих чертах этот период развития характеризуется следующими особенностями: заметно уменьшается расщепление между добрым и злым объектами, мать воспринимается как целый объект, исполненные любви и враждебные импульсы обращаются на один и тот же объект, основными страхами являются страх потери и сепарации, различные формы защиты направлены против потери любимого объекта12.
Процессы расщепления, проекции и интроекции упорядочивают ранние детские переживания. Создается добрый, идеальный объект и осознается злой объект, так называемый образ врага, угрожающий идеальному объекту и Самости. Если условия развития благоприятны, то ребенок проявляет все больше доверия к своему идеальному объекту и собственным либидинозным побуждениям. Он считает их более сильными, чем преследующий объект и собственные деструктивные побуждения; ему кажется, что он сам может защитить идеальный объект, овладеть им и с ним идентифицироваться. Ребенку уже не нужно в такой степени опасаться своих дурных побуждений, проецировать их вовне. Тем самым усиливается процесс интеграции Я и объекта, ребенок воспринимает целостный объект и устанавливает отношения между собой и объектом. Это означает новый этап в развитии - достижение депрессивной позиции.
Для матери момент, когда ребенок впервые узнает ее, является важнейшим переживанием. Восприятие матери уже не расщепляется у ребенка на грудь, глаза, лицо, на хорошие и плохие качества; все переживания исходят от одной и той же матери, которая является одновременно источником как добра, так и зла. Мать воспринимается как целостный человек, живущий своей собственной жизнью и существующий отдельно от ребенка. Одновременно и Я ребенка становится цельным объектом. Это процесс включает в себя первичное переживание разделения на субъект и объект. Но для ребенка это открытие означает также беспомощность, зависимость от матери и ревность к другим людям, с которыми ему приходится делить мать.
Благодаря снижению активности проективных механизмов и прежде всего благодаря осознаваемой ребенком зависимости от матери в депрессивной позиции интенсифицируются процессы интроекции. Ребенок хочет обладать объектом, сохранить его внутри себя и по возможности уберечь от проявлений разрушительной ярости. Как мы видели уже при обсуждении оральной фазы, процесс интроекции переживается по аналогии с приемом пищи и, согласно Мелани Кляйн, предстает в бессознательном в виде агрессивного и деструктивного поглощения. Поэтому ребенок в течение долгого времени борется со страхом того, что добрый внутренний объект, образующий ядро Я и внутреннего мира ребенка, может быть им разрушен13.
Новое состояние интеграции Я и объекта, а именно тот факт, что существует один и тот же человек - мать, которого любит и ненавидит один и тот же человек - ребенок, радикально смещает акценты детского страха. Если при страхе уничтожения и преследования угроза доброму внутреннему и внешнему частичному объекту исходит от злого внешнего или внутреннего частичного объекта, воспринимаемого расщепленно и в качестве объекта, не относящегося к Самости, то при депрессивном страхе уничтожение заключается в возможной потере объекта, который не является Самостью, то есть матери. Депрессивный страх подразумевает разрушение любимого объекта садистскими побуждениями. Частичные образы фантазии - фея и ведьма - сливаются в представлении о реальной матери, которая содержит обе эти стороны. Когда ребенок набрасывается на ведьму, оживает страх уничтожить также и фею.
Поскольку любовь и ненависть уже не могут переживаться раздельно и ребенок сохраняет любовь к объекту даже тогда, когда он этот объект ненавидит (то есть существует амбивалентная эмоциональная ситуация), появляются новые эмоциональные побуждения. К ним относятся тоска и печаль из-за утраты или разрушения любимого объекта, а также муки совести, типично депрессивное чувство вины за все. Эти чувства достигают кульминации в депрессивном отчаянии, поскольку любимая мать - и как внутренний объект, и как внешний - была съедена и разрушена, и уже нет надежды вернуть утраченное.
У ребенка все более развиваются желания-представления об исправлении того зла, которое было причинено его всемогущими фантазиями. Ему кажется, что его любовь и забота смогут устранить последствия его агрессии. Поэтому депрессивный конфликт определяется как постоянная борьба между стремлением к уничтожению и стремлением к возмещению.
Этот важнейший этап в развитии ребенка вызывает также радикальное изменение в его чувстве реальности. С восприятием субъекта и объекта как двух отдельных внутренних и внешних существ ребенок открывает свою собственную психическую реальность, осознает свои собственные влечения и фантазии и становится отныне способен отличать фантазию от реальности.
Чувства страха безвозвратно потерять или уничтожить любимую мать и депрессивное отчаяние для ребенка невыносимы, и он должен попытаться с помощью ряда защитных мер справиться с этими переживаниями.
Эти чувства страха постоянно напоминают ребенку о его зависимости. Поэтому так называемая маниакальная защита направляется в первую очередь против чувства потери и тем самым против чувства зависимости, отрицая его или обращая в противоположность. Маниакальный механизм защиты приводит на более высокой ступени интеграции к ряду шагов в развитии. При этом он характеризуется тремя чувствами, связанными с объектными отношениями: стремлением к власти, триумфом и презрением, чтобы защититься от депрессивной оценки объекта и зависимости от него, а также от чувств вины и потери14.
Неманиакальное возмещение едва ли можно рассматривать как защиту. Оно основывается на признании психической реальности, на переживании причиненного страдания и состоит в принятии соответствующих мер для смягчения страдания в реальности и в фантазии. В его основе лежит желание возместить вред, внешне и внутренне восстановить любимый объект. Эти фантазии о возмещении и соответствующие действия устраняют страхи депрессивной позиции. Повторяющиеся потери и новые обретения воспринимаются как разрушение ненавистью и воссоздание любовью, заботой и печалью. Вместе с процессом печали у ребенка растет доверие к собственной любви и способности восстанавливать внутренние объекты, переносить фрустрацию без чувства ненависти, даже если внешние объекты все более отдаляются.
Способность восстанавливать добрые объекты как внутри, так и снаружи создает основу для способности Я поддерживать хорошие отношения даже в конфликтных ситуациях. Она также создает основу творческой деятельности, сублимации и символообразования, которые, по мнению М. Кляйн, коренятся в желании ребенка воссоздать и вернуть утраченное им счастье; утраченные внутренние объекты и восстановить гармонию внутреннего мира.
Депрессивная позиция никогда не преодолевается полностью. Страхи и ситуации утраты, обусловленные амбивалентностью и чувством вины, постоянно приводят к новым депрессивным переживаниям. В последующей жизни все добрые внешние объекты содержат в себе элементы первичного объекта, а потому при любой потере пробуждается страх полной утраты способности любить и быть любимым.
Если ребенок сумел в депрессивной позиции создать добрый внутренний объект и доверяет своей способности вновь обретать добрые внутренние и внешние объекты, то новые депрессивные переживания не ведут к болезни.
Тем не менее на заключительных стадиях депрессивной позиции, после постепенной переработки в процессе печали, ребенка ожидает отказ от всемогущества и магии и признание психической реальности, сосуществования чувств любви и ненависти, а также внешней реальности (обособленности), дифференциации Самости и объекта, то есть постоянного конфликта, как реального, так и потенциального. Только восстановление в процессе печали делает ребенка способным любить без слияния, уважать человека как отдельного индивида, выносить чувства вины и заботиться о своих объектах.
Ранние стадии эдипова комплекса
Важным элементом депрессивной позиции являются ранние стадии эдипова комплекса. С расширением восприятия ребенок начинает распознавать не только целостные объекты, но и существенные различия и важные связи между матерью и отцом, в чем Мелани Кляйн усматривает зачатки эдипова комплекса. Их осознание окрашено либидинозными и агрессивными желаниями, которые проецируются на обоих родителей, и поэтому оно ни в коей мере не является верным отражением реальности, которое присуще взрослому человеку или ребенку старшего возраста.
В основе этих представлений лежит идея, что генитальные тенденции, даже если они начинают доминировать в детском развитии значительно позже, проявляются уже в самом раннем возрасте. Первым объектом желаний у младенца как мужского, так и женского пола является материнская грудь, тогда как отец вначале воспринимается в качестве соперника. Под влиянием депрессивных страхов ребенок отказывается от своих отношений с грудью и распространяет свои желания и фантазии на все тело матери. Согласно воззрениям Мелани Кляйн, и маленьким мальчикам, и маленьким девочкам, когда они обращаются к груди и ко всему телу матери, представляется, что они заимствуют из груди и тела матери все свои содержания. Поэтому на очень ранней стадии развития возникает фантазия, что материнское тело, словно копилка, содержит все "добрые" и, прежде всего, "злые" объекты. Оно предстает в фантазии как хранилище всех богатств, к которым относятся также другие младенцы и отцовский пенис. Наряду с либидинозными импульсами как следствие фрустрации, зависти и ненависти на материнское тело направляется также и стремление к разрушению. Ребенку хочется вырвать объекты из тела матери и сожрать их или разорвать и уничтожить15.
"Фантазия ребенка, что материнское тело содержит также и пенис отца, ведет... к представлению о "женщине с пенисом"" (М. Klein 1932, нем. изд., 255). В основе этого, согласно М. Кляйн, лежит ранняя сексуальная теория, в соответствии с которой "мать при коитусе оставила у себя пенис отца и что женщина с пенисом в конечном счете означает обоих соединенных друг с другом родителей" (М. Klein 1932, нем. изд., 75).
Выражение "соединенные родители" в качестве обозначения инфантильной сексуальной теории охватывает архаические фантазии, которые неотделимы от понимания М. Кляйн эдипова комплекса. В нем содержится представление, что родители находятся в непрерывных сексуальных отношениях и неразрывно слиты в коитусе. Сюда же относятся исполненные страхом фантазии: первичная сцена с сильно выраженной садистской окраской, проникновение внутрь отцовского пениса; мать, содержащая в себе отцовский пенис или всего отца; отец, таящий в себе грудь матери или всю мать. Таким образом, ситуация эдипова комплекса вначале характеризуется выраженной амбивалентностью, преобладанием оральных тенденций и неопределенным выбором сексуального объекта. Атаке прежде всего подвергаются взаимные отношения родителей. Но когда родители начинают различаться между собой более отчетливо, то тогда объектом оральных желаний все более становятся не только мать и ее грудь, но и отцовский пенис и весь отец. Для обоих полов он приобретает значение альтернативного объекта, который помогает справиться с ранними фрустрациями со стороны матери (Segal 1973, нем. изд., 145).
Для маленькой девочки первое проявление интереса к пенису является гетеросексуальным актом. У нее возникает желание оставить у себя пенис отца, занять место матери и овладеть ее ценными качествами. Оральное присвоение внешнего признака отца пробуждает, однако, раннее материнское Сверх-Я и соперничество с матерью, для которого девочка еще не доросла, а потому, чтобы не потерять мать, усиливаются гомосексуальные тенденции.
И наоборот, для маленького мальчика первое проявление интереса к отцовскому пенису и отцу как к альтернативе материнской груди вначале является шагом к гомосексуализму. С другой стороны, присвоенный пенис и идентификация с отцом позволяют ему развивать гетеросексуальные тенденции. Стремление к ранним отношениям с грудью преобразуется в желание генитального соединения, чтобы восстановить мать.
Выбор предпочитаемого родителя вначале постоянно флуктуирует, и лишь с течением времени ребенок становится способным отказаться от своих гомосексуальных желаний и признать собственный пол. Однако в развитии индивида ничего полностью не теряется и ни от чего нельзя полностью избавиться. Мы знаем, что гетеросексуальный выбор никогда не является окончательным и что рядом с позитивным эдиповым комплексом мы всегда обнаруживаем в вытесненной символической форме его обратную сторону - негативный эдипов комплекс.
ВКЛАД Д. В. ВИННИКОТТА
В последние годы все более признается роль и значение научных идей Винникотта. Масуд Р. Хан причисляет его наряду с Мелани Кляйн, Хайнцом Гартманном и Эриком Эриксоном к аналитикам, которые способствовали не только значительному расширению и углублению классической психоаналитической теории, но и постановке новых задач (см. статью М. Р. Хана в т. III).
Винникотт близок к английской школе, он подхватил и развил многие идеи Мелани Кляйн. Тем не менее его мышление характеризуется прежде всею оригинальностью, самобытностью и спонтанностью. В его работах отражаются напряженные клинические изыскания, свидетельствующие о том, что Винникотт принимал близко к сердцу человеческое страдание и отчаяние. Чтобы получить более полное представление о его творчестве, мы адресуем читателя к статьям М. Р. Хана и А. Саге (Sauguet 1960).
Ниже мы подробнее остановимся на представлениях Винникотта о раннем детском развитии, о роли в нем первичной материнской озабоченности, функции заботы, беспредметной тревоги и угрозы уничтожения; на его представлениях об истинной и ложной Самости, о субъективно и объективно воспринимаемых объектах, об объектных отношениях и использовании объекта и, наконец, на его рассуждениях о переходном объекте.
Раннее развитие ребенка от состояния зависимости до восприятия реального объекта и использования объекта
Винникотт полагает, что эмоциональное развитие ребенка начинается задолго до рождения. Поэтому травматические переживания, связанные с рождением, можно предотвратить эмоциональной подготовкой плода (Winnicott 1949). Младенец может воспринимать рождение как результат своих собственных усилий (Winnicott 19 50).
После рождения ребенок крайне зависим от окружающего мира и прежде всего от матери. Поэтому, по мнению Винникотта, новорожденного невозможно описывать отдельно от матери. "Вполне или достаточно хорошая" мать в первые недели после рождения ребенка находится в особом состоянии, которое Винникотт назвал первичной материнской озабоченностью (primary maternal preoccupation, Winnicott 195ба). Оно постепенно развивается в период беременности и продолжается еще несколько недель после родов, представляя собой состояние чрезмерной - чуть ли не болезненной, шизоидной - восприимчивости, к которому мать должна быть способной, чтобы создать ребенку условия, в которых сумеют проявиться его собственные тенденции развития и первые импульсы его личной эмоциональной жизни.
Мать не только соматически создает ребенка в своем теле. Своей материнской опекой - благодаря функции заботы, как это называл Винникотт, - она делает возможным становление Самости своего младенца. Главным в переживании младенца является ощущение им зависимости от материнской заботы. Но именно это переживание и обеспечивает возможность освобождения от зависимости в направлении независимости, доступ к сфере иллюзий и переходных объектов.
Во многих работах Винникотт отмечал, что младенец не только требует от материнской груди удовлетворения своих инстинктивных потребностей, но также имеет по отношению к ней "грабительские" представления. Удовлетворение оральных влечений может восприниматься даже как совращение и нанести травму, если одновременно не удовлетворяются функции Я младенца и повреждается то, что впоследствии будет оберегаться как Самость и ядро личности. После орального удовлетворения младенец может испытывать чувство, что его обманули, поскольку его каннибальские намерения были укрощены, так сказать, с помощью успокоительного средства, то есть кормления. Достаточно хорошая мать не только обладает способностью производить молоко, но и позволяет своему изголодавшемуся младенцу набрасываться на нее (Winnicott 1945).
Однако достаточно хорошая мать испытывает по отношению к алчным нападкам младенца не только благосклонные чувства. Если Фрейд отстаивал мнение, будто мать при определенных условиях испытывает к своему ребенку лишь любовь, то Винникотт полагает, что мать с самого начала испытывает к младенцу также и ненависть. Однако она может выдерживать это чувство ненависти к ребенку, не действуя в соответствии с ним. Для матери особенно важно то, что она способна позволить ребенку плохо с ней обращаться и, соответственно этому, ненавидеть его, но не способна обращаться против ребенка. Она может рассчитывать на вознаграждение, которое она получит или не получит позже (Winnicott 1947).
Рассуждения об истоках агрессии представлены у Винникотта во многих работах, и мы не раз еще убедимся, какое большое значение он придает агрессивным импульсам в раннем развитии ребенка. Его представления очень близки идеям Мелани Кляйн, хотя он и отвергает существование влечения к смерти с самого начала жизни (Winnicott 1960a, 1968Ь, 1962с). В работе "Агрессия и ее отношение к эмоциональному развитию" (Winnicott 1950) Винникотт особенно подробно рассматривает эту проблему. Согласно его теоретическим представлениям о наиболее ранних эмоциях и состояниях, существует агрессия, предшествующая любой интеграции Я. Она является частью примитивного выражения любви и подобна первичной подвижности, спонтанности и импульсивности. Истоками деструктивного элемента является примитивный импульс любви (импульс Оно), хотя младенец не имеет цели разрушать, поскольку этот импульс переживается до стадии беспокойства. Цель этого импульса Оно - уничтожение, однако она является лишь чем-то временным, поскольку приходится на первую теоретическую стадию безучастности и беспощадности зародыша и младенца. Маленькое существо не способно осознать тот факт, что то, что он уничтожает в момент возбуждения, и то, что он ценит в период спокойствия, - это одно и то же. К его возбужденной любви относится также воображаемое нападение на мать. При этом агрессия первоначально не является реакцией на фрустрацию; она первична, имеет собственные корни, хотя, согласно Винникотту, в примитивном импульсе любви всегда можно обнаружить также и реактивную агрессию, поскольку полного удовлетворения Оно практически не бывает.
Подвижность зародыша и младенца, по мнению Винникотта, является наиболее ранней формой выражения агрессии. Она тождественна жизненной активности тканей, спонтанным движениям, тенденции к росту и индивидуальному развитию, жизненной энергии в целом. Еще до первого кормления, в то время, когда организация Я еще не является зрелой, ребенок обладает богатым опытом, связанным с переживанием подвижности. Любая подвижность направлена вовне и наталкивается на сопротивление. В таком случае подвижность превращается в агрессию. Одновременно агрессивная составляющая ведет к первому знакомству с миром не-Я и ранней организации Я. Это, однако, не является однократным процессом, подобным запечатлению. Я и не-Я постоянно должны открываться заново. Это, однако, означает, что только агрессивный элемент позволяет ребенку воспринимать себя в качестве индивида и начать индивидуальное существование (см. теорию агрессии Айке в статье П. Цизе в т. I).
Согласно этим рассуждениям, чувство реальности связано с истоками агрессии. И наоборот, эротические переживания, в которых элемент подвижности выражен очень слабо, чувство реальности не усиливают. Агрессивный импульс только тогда приносит переживание удовлетворения, когда наталкивается на сопротивление. В этом случае он оказывается более реальным, чем эротическое переживание, поскольку ему присуще чувство реальности. Из этого следует, что младенец нуждается во внешнем, а не просто в удовлетворяющем объекте.
Агрессия зависит от силы сопротивления, с которым сталкивается первичная подвижность. Другими словами, сопротивление влияет на превращение жизненной энергии в потенциал агрессии. Слишком сильное сопротивление ведет к осложнениям, то есть делает существование индивида невозможным. Оно не допускает индивидуальных переживаний, первичных агрессивных импульсов и ведет к нарушениям и вторжениям окружающих людей и соответствующим реакциям младенца на такое вторжение. В таком случае младенцу кажется, что его подвижность и агрессивные возможности проистекают не из его собственной импульсивности, тенденции к росту и индивидуальному развитию и не из жизненной энергии, а являются лишь реакциями на вторжения окружающих людей, и в конечном счете он начинает испытывать потребность в таких вторжениях и преследованиях, которые позволяют ему чувствовать себя реальным.
Вторжения в этом случае пробивают защиту. Они не включаются в чувство всемогущества младенца и не ощущаются как проекции. Происходит отход к состоянию покоя. Однако в крайних случаях для индивидуального переживания покоя уже не остается места. Возникает состояние первичного нарциссизма, в котором индивид испытывает огромный страх перед матерью-ведьмой и/или крайнюю тоску по матери-фее.
Тем самым теряется агрессия и вместе с ней жизнеспособность, то есть способность устанавливать отношения с объектами. Любовь лишается некоторых ценных агрессивных компонентов, и тем более эксплозивной становится ненависть. Слияния агрессивных и эротических компонентов не происходит. Младенец совращается к эротическим переживаниям. Однако отдельно от эротического переживания, которое никогда не ощущается как реальное, существует чисто агрессивное, реактивное переживание, связанное с переживанием сильнейшего сопротивления.
От матери зависит, проявит ли она понимание к индивидуальной форме жизни младенца, примет ли его беспомощную зависимость, пойдет ли навстречу его стремлению к алчному присвоению. Винникотт основное внимание обращает на личное выражение, на спонтанные жесты, первичную подвижность, значение которой он постоянно подчеркивает. Если со стороны матери не будет достаточно хорошего понимания этих личных форм жизни, если функция материнской заботы не осуществляется, то находят свое выражение экзистенциальные страхи, которые хотя и присутствуют всегда в скрытом виде, однако обычно сдерживаются благодаря материнской опеке. Фрустрация матерью в это время переживается не как фрустрация, а как угроза существованию Самости, как страх уничтожения.
Для развития собственной линии жизни младенцу нужно, чтобы было как можно меньше помех извне и реакций на эти помехи. Винникотт (Winnicott 1960a, 1960Ь) говорит о вторжениях или вмешательствах со стороны окружения и ответных реакциях ребенка. При этом особенно важны реакции на вторжения, поскольку они, как мы уже отмечали выше, препятствуют индивидуальному развитию.
В результате ребенок становится неспособным сформировать личность по образцу "континуума непрерывного бытия". Континуум линии бытия распадается, и появляется чувство бессмысленности. Если нет никаких личных переживаний, то нарушается и способность желать. Снижается способность к созданию иллюзий, предшествующая способности создавать переходный объект, и становится невозможным формирование истинной Самости. В результате возникает ностальгическая тоска по заботливой руке матери или материнскому телу (Winnicott 1956b) или ее противоположность, а именно страх перед женщиной, страх перед первой абсолютной зависимостью (Winnicott 1956a).
Крайняя степень реакции на вторжения, по мнению Винникотта, вызывает в этом раннем возрасте страх уничтожения. Это очень реальный, примитивный страх, предшествующий всем остальным страхам и содержащий в своем описании слово "смерть" (Winnicott 1956a).
Здесь мы должны более подробно остановиться на рассуждениях Винникотта (Winnicott 1960b) об истинной и ложной Самости. Идея центральной, или истинной, Самости возникла в качестве оппозиции понятию ложной Самости. На самой ранней стадии истинная Самость представляет собой теоретически предполагаемую позицию, из которой появляются подвижность, позднее превращающаяся в агрессию, спонтанные жесты и личные идеи. Центральная Самость - это инфантильное всемогущество, жизненная энергия, создающая на свой лад и в своем собственном ритме личную психическую реальность и личную схему тела. Только истинная Самость может быть творческой и чувствовать себя реальной. Ложная Самость, наоборот, порождает чувство нереальности и ничтожества (см. статью А. Грина в т. I). Истинная Самость возникает из жизнеспособности телесных функций и по своей сути является первичной и активной. Она возникает, как только появляется какая-либо психическая организация индивида, и при повреждениях извне сохраняет чувство всемогущества и чувство непрерывного бытия.
Возникновение истинной Самости вновь возвращает нас к роли матери. Мать должна откликнуться на чувство всемогущества у младенца и в известной мере способствовать его проявлению. Только благодаря этому начинает пробуждаться к жизни истинная Самость. Если мать пытается отвечать на любое столкновение с чувством всемогущества младенца, младенец может начать осознавать иллюзию всемогущего творения и контроля, а также тот факт, что он фантазирует и играет. Благодаря этому он может в конечном счете установить настоящие отношения с материнскими объектами. Тем самым закладывается также основа символообразования.
Если матери не удается приспособиться к ранним потребностям ребенка, то и не происходит катексиса внешних объектов, и младенец остается изолированным. Винникотт (Winnicott 1960b) пишет, что можно было бы ожидать физической смерти ребенка, но он выживает, только живет неправильно. Он принуждается к ложному существованию, к покорности, что можно наблюдать уже на самых ранних стадиях. В таком случае покорная ложная Самость реагирует на требования окружения, выстраивая ложную систему отношений с целью уберечь и защитить истинную Самость. Ложная Самость должна создать условия, которые позволят истинной Самости выжить и избежать уничтожения.
Если младенец зависит от реальной матери и ее способностей, то, по мнению Винникотта, с самого начала жизни существует нечто, что можно обозначить как Я (1962а). Вначале мать, с ее почти полным приспособлением к ребенку, позволяет ему иметь иллюзию, будто грудь и мать являются частью ребенка. Мать находится под магическим контролем ребенка. Однако, по Винникотту, это еще не означает односторонних отношений, как это предполагается в концепции нарциссизма (Winnicott 1958b). Он отвергает нарциссический характер объектных отношений, поскольку этому противоречит понятие зависимости. Ребенок ощущает - еще до того, как он осознает что-либо вне самого себя, - зависимость и связь с матерью (Winnicott 1971,25). Первичный нарциссизм представляет собой, по мнению Винникотта, состояние покоя, в котором отсутствует всякая личная импульсивность и в котором ни один индивид не может развиваться (Winnicott 1950)16.
Вначале материнский объект полностью определяется чувством всемогущества и субъективными переживаниями ребенка. Только всемогущий контроль обеспечивает постепенное приближение к реальности и ведет к объективному восприятию объектов. В своей последней книге "Игра и реальность" (Winnicott 1971, 103-110) Винникотт еще более детально останавливается на этом важном переходе от субъективного объекта к объективному и отделяет отношения с объектом от использования объекта.
С установлением объектных отношений объект впервые приобретает значение. Однако объектные отношения остаются исключительно опытом субъекта. На этой стадии объект представляет собой пучок проекций и не принадлежит к воспринимаемой реальности. Младенец еще не воспринимает грудь как отдельный феномен. Он, так сказать, сосет сам по себе, грудь относится к сфере его всемогущего контроля. Тем не менее благодаря объектному катексису происходит расширение эмоциональной сферы, а механизмы проекции и идентификации, перемещающие часть Самости в объект, раздвигают границы Я.
Использование объекта предполагает наличие объектных отношений, и оно привносит новые аспекты, связанные с сущностью и устойчивостью объекта. На стадии использования объекта объект обязательно обладает самостоятельным существованием. В этом и состоит основное различие между отношением и использованием. Младенец черпает силы из "источника не-Я", от которого он зависит.
По мнению Винникотта, переход от объектных отношений к использованию объекта является, пожалуй, одним из наиболее сложных процессов в развитии человека. Речь идет о том, что субъект воспринимает объект в качестве внешнего феномена, а не как нечто спроецированное. Теперь он должен поместить объект вне сферы своего всемогущества, то есть в конечном счете признать его как автономное существо, обладающее собственными правами. В этой фазе, согласно Винникотту, коренятся самые тяжелые в смысле последствий формы неправильного развития.
Шаг в развитии от отношения к объекту к его использованию столь значим и драматичен потому, что с течением времени субъект должен разрушить объект. Эти идеи прозвучали уже в ранних публикациях Винникотта (Winnicott 1950), хотя окончательно разработаны они были только в 1971 году. В этом процессе субъект не разрушает субъективный объект. "Беспредметные" страхи и угроза уничтожения могут воспрепятствовать возникновению субъективного объекта, равно как и объектных отношений, только в том случае, если на самом раннем этапе развития отсутствует поддерживающая функция внешней среды. Процесс деструкции объекта только тогда приобретает центральное значение, когда объект воспринимается объективно, развивает автономию и относится к переживаемой реальности. Общеизвестно, что человек может реагировать на реальность гневом и деструктивными импульсами. Однако важно подчеркнуть, что субъект разрушает объект не только потому, что объект находится вне сферы его всемогущего контроля. Теория Винникотта утверждает нечто большее и предлагает новый подход к проблеме происхождения агрессии. Он считает, что объект может оказаться вне сферы всемогущего контроля субъекта только через разрушение. Деструкция, по его мнению, играет крайне важную роль в возникновении реальности.
Однако воображаемое разрушение ни к чему не приводит. Только тогда, когда объект пережил это разрушение субъектом, субъект может пользоваться объектом. Поскольку объект выживает, субъект может начать жизнь в мире объектов. Это психическое событие тесно связано с поведением матери. Она - первый человек, который проводит ребенка через это первое соприкосновение с деструкцией. Она и есть тот объект, который подвергается нападению и должен быть разрушен. Часто бывает, что мать реагирует обидой и не сдерживает своей ненависти, когда ребенок причиняет ей боль. Поэтому в этой важной сфере опыта все зависит от того, окажется ли мать способна выжить, что, по Винникотту, в этом контексте означает "не мстить". "Способность все снова и снова подвергаться разрушению делает доступной реальность выживающего объекта, усиливает эмоциональные связи и обеспечивает константность объекта. И только после этого объект может использоваться" (Winnicott 1971,109).
Перейти в форум
|