Занятие третье
Задача — научиться использовать жест как самостоятельное средство коммуникации (независимо от речи) в различных ситуациях.
Разыграйте в паре с кем-нибудь (или в группе) небольшие сценки, “разговаривая” друг с другом только с помощью жестов и мимики. Темы могут быть самые разные: “На перроне перед отходом поезда”, “В театре после третьего звонка”, “На шумной перемене”, “Разговор через стекло продуктового магазина”, “Обучение приятеля езде на велосипеде”, “Тренер показывает упражнения группе здоровья”, “Разговор двух знакомых через дорогу, по которой мчатся автомобили”, “На приеме у зубного врача”, “Мама ругает ребенка за грязные руки”, “Знакомство на улице парня и девушки”.
Можно разыграть сценку разговора с иностранцем, который спрашивает, как пройти в гостиницу, в зоопарк, в детский мир, на базар, к врачу (лору, терапевту, хирургу, проктологу), на остановку.
Чем больше импровизации в сценках, тем лучше. Надо стремиться с помощью жестов и мимики как можно точнее выражать свои мысли и отвечать на реплики партнера. Результаты обсудить. Если заснять сценки на любительскую кинокамеру, то анализировать жестикуляцию будет гораздо легче.
В паре разыграть ситуацию, когда во время ответа студента в аудиторию заглядывает преподаватель, которому необходимо срочно сообщить коллеге некоторую информацию, не прерывая занятия и не показываясь студентам. С помощью жестов и мимики нужно выразить просьбу выйти на минуточку в коридор; требование декана зайти к нему после лекции; желание родителей неуспевающего студента переговорить с ним; свою готовность подождать его в деканате до окончания лекции.
Партнер, играющий роль преподавателя, слушающего студента, должен показать, что он понял коллегу; попросить подождать, пока студент не закончит ответ; объяснить отказ или сообщить, что готов выполнить просьбу.
Можно усложнить упражнение. Выполнить те же задания в ситуации, когда преподаватель читает лекцию. Не прерывая монолога, он должен ответить коллеге, употребляя жестикуляцию параллельно с речью, причем жестикуляция и речь адресуются разным людям. Разыграть с партнером ситуацию встречи очень старых друзей после долгой разлуки. Основной диалог должен осуществляться словесно. Один из друзей очень спешит и стремится побыстрее закончить разговор, а второй пытается его продлить и при этом лидировать в разговоре. По окончании можно повторить упражнение, сохранив вербальную часть диалога, но поменяв жестикуляцию.
В ситуации неформального общения проследите, используете ли вы во время разговора поисковые жесты (типа прищелкивания средним и указательным пальцем). Кому они адресованы: себе, партнеру? В какой момент они появляются и какую роль выполняют? Попробуйте увеличить количество поисковых жестов с апелляцией к собеседнику и посмотрите, как это влияет на контакт. Проанализируйте свою реакцию на подобные жесты, если они адресованы вам.
Подберите небольшой фрагмент из любого школьного учебника (например, географии, геометрии, биологии), прочитайте его и попробуйте заменить некоторые лингвистические элементы жестами (вариант смешанной речи). Отберите удачные примеры замены и объясните, почему данная замена целесообразна. Повторите упражнение с другим текстом.
Перейти в форум
|