Занятие второе
Задача — адекватно и точно сопровождать речь жестами.
Посмотреть небольшой фрагмент видеозаписи (со звуком) или телепередачи. Сопоставить отдельные слова и фразы с жестами, их сопровождавшими. Проанализировать их целесообразность. Повторить эти слова с жестами перед зеркалом.
Прочитать любой отрывок художественного текста, отметить в нем фразы, на которые падает логическое ударение. Повторить на память текст и выделить ударные элементы с помощью различных подчеркивающих жестов. Отметить, в каких случаях это особенно целесообразно.
Взять текст любой небольшой сказки и проиллюстрировать его жестикуляцией. Можно усложнить упражнение, употребляя жесты только в одной лингвистической функции: дублирующей, дополняющей, акцентирующей, снимающей речевую неопределенность, вносящей коррективы в сказанное. Или использовать жестикуляцию сразу в нескольких функциях. Обратить внимание, как меняется содержание сказки (ее восприятие и понимание) в зависимости от употребления жестикуляции в одной или нескольких функциях.
Сесть с напарником по разные стороны непрозрачной ширмы. Каждый из участников должен слышать друг друга, но не видеть. Разыграть простой телефонный разговор. Можно примерно такой:
— Здравствуйте!
— Здравствуйте!
— Позовите, пожалуйста, Николая Петровича.
— А кто его спрашивает?
— Виктор Степанов. Мы договорились в это время созвониться.
— (голос в сторону) Коля, тебя к телефону.
— Витя, ты?
— Привет, Коля! Я достал, что ты просил. Ох, и побегать мне пришлось. Представляешь, сегодня в большинстве магазинов — выходной.
— А ты бы на складе спросил.
— Так именно там я и достал. Договорился за полцены.
— Вот спасибо! Я уж и не надеялся. Когда принесешь?
— Да хочешь, прямо сейчас.
— Ладно, жду.
— Ну я пошел. Буду примерно через полчаса. Пока!
— Пока.
После завершения “разговора” каждый участник должен отметить в тексте (текст предлагается в письменном виде) употребленные им самим и партнером жесты. Объяснить, почему именно применен тот или иной жест. Сопоставить записи. Проанализировать, насколько жесты соотносятся с речью.
Перейти в форум
|