Обрядовые жесты народов мира
У многих народов существовали (а у некоторых и до сих пор существуют) магические обряды контроля над погодой. Так, на острове Гальмагера (к западу от Новой Гвинеи) шаман, чтобы вызвать дождь, разбрызгивает воду по земле веткой, сорванной с определенного вида дерева.
Когда у индейцев племени омаха в Северной Америке засыхают посевы без дождя, они наполняют водой большой сосуд и четырежды обходят вокруг него в танце. При этом один из них, набрав в рот воды, выпрыскивает ее в воздух, создавая тонкую водяную пыль. Затем он опрокидывает сосуд с водой на землю, танцоры падают ниц и, вымазав лица в грязи, выпивают воду. Под конец все они начинают распрыскивать воду изо рта, создавая тонкий туман. Считается, что этот обряд поможет сохранить посевы.
Весной индейцы племени начей (Северная Америка) делают складчину, чтобы купить у колдунов благоприятную погоду для своих посевов. Чтобы вызвать дождь, колдуны танцевали, держа во рту наполненные водой трубки с пробитыми, как в лейках, отверстиями, через которые выдувалась вода в направлении той части неба, где собирались грозовые облака. Если была нужна ясная погода, колдун поднимался на крышу хижины и размахивал руками, подавая облакам знак, чтобы они проходили мимо.
Туземцы племени банту направляются к храму дождя, очищают территорию вокруг храма от травы, предводитель наливает в горшок пиво и зарывает его в землю, прося божество Чау-та ниспослать своим детям дождь. Затем все пьют оставшееся пиво, отхлебнуть глоток дают даже детям; берут в руки ветки, танцами и песнями призывают дождь. Оставшаяся в деревне старуха выставляет в дверях хижины сосуд с водой, в который, возвратясь, участники церемонии макают ветки и размахивают ими так, чтобы капли летели вверх как можно выше. После этого остается только ждать, что ветер скоро пригонит тяжелые грозовые облака.
У племени мара в Северной Австралии вызыватель дождя идет к заводи и распевает над ней магическую песнь. Потом черпает воду руками и пьет ее. Набирает в рот воду и выплевывает ее в разных направлениях. По окончании обряда обрызгивает себя водой с головы до ног и расплескивает ее вокруг.
Во время сильной засухи представители племени диери (Центральная Австралия) вырывают яму, над ней из бревен и ветвей устраивается хижина конической формы. Старейшины племени острым кремнем пускают кровь двум колдунам, которые, как считается, получили от духов предков особое вдохновение. Кровь, стекающая с их локтей, попадает на их соплеменников, сгрудившихся в хижине. Одновременно с этим колдуны пригоршнями разбрасывают вокруг себя пух, часть которого прилипает к обрызганным кровью телам людей, а другая кружится в воздухе. Кровь символизирует дождь, а пух — облака. На середину хижины выкатываются два больших камня, которые изображают собирающиеся облака. Затем колдуны относят камни на несколько миль и затаскивают их как можно выше на самое высокое дерево. Остальные мужчины собирают и растирают в порошок гипс и бросают в яму с водой. В заключение все мужчины окружают хижину и, наклонив головы, как бараны, бодают ее. Бодание продолжается до тех пор, пока хижина не обрушивается. Руками при этом пользоваться запрещено, но, когда остаются одни лишь тяжелые бревна, можно пустить в ход и руки. Протыкание хижины головами символизирует продырявливание облаков, а падение хижины — выпадение дождя.
Издавна люди обожествляли живых людей, то есть воплощения бога в человеческом образе, причем не только особ королевской крови. Воплощение может быть временным или постоянным. Во временном воплощении, известном более как вдохновение или одержимость, обычными проявлениями оказываются пророчества и предсказания, а не чудеса, которых ждут, когда божественный дух находит в человеческом теле постоянное прибежище, когда человек становится человекобогом.
Будучи не в силах постичь существование природного закона как такового, первобытный человек не может уразуметь и то, что значит его нарушить. Чудо для него — не более как необычайно сильное проявление обычных способностей. Вера во вдохновение распространена повсеместно. Считается, что время от времени отдельные люди могут быть одержимы духом или божеством. На это время их собственная личность и тело выходят из повиновения, а дух заявляет о своем присутствии в конвульсивных вздрагиваниях и сотрясениях тела человека, в беспорядочных движениях и блуждающем взгляде. Все речи человека в этом аномальном состоянии воспринимаются окружающими как голос обитающего в нем и говорящего через него бога или духа.
Например, на Сандвичевых островах (Гавайи) верховный властитель, персонифицирующий бога, изрекал оракульские ответы из-за укрытия в виде плетенки. В Древней Греции как только бог вселялся в жреца, жрец начинал страшно трястись и доводил себя до явного бешенства: его мускулы конвульсивно вздрагивали, тело вздувалось, черты лица ужасно искажались, глаза блуждали. Жрец часто катался по земле с пеной у рта, как бы мучимый вселившимся в него божеством, и пронзительными криками, неистовыми, часто нечленораздельными звуками сообщал волю бога. Сведущие в такого рода таинствах жрецы, стоящие рядом, слушали и передавали народу получаемые прорицания.
Сразу после ответа оракула припадок мог спасть, а мог продолжаться на протяжении двух-трех дней. В знак одержимости или того, что в человека вселился бог, вокруг его правой руки обматывали кусок особого рода материи. Все это время его действия рассматривались как действия Бога, и поэтому к его словам и поведению относились с величайшим вниманием и почтением.
Некоторые ритуалы предусматривали запретные действия. Например, существовало табу, распространяющееся на вождей и правителей. Считалось, что их нужно не только оберегать, но и остерегаться. Священный организм вождя столь хрупкий, что может прийти в расстройство от малейшего прикосновения, вместе с тем содержит в себе мощный заряд магической и духовной силы, разряжение которого может иметь фатальные последствия для всякого, кто приходит с ним в соприкосновение. Поэтому изоляция богочеловека необходима не только для его личной безопасности, но и для безопасности окружающих.
Негры нуба (Восточная Африка) верят, что их поразит смерть, если они войдут в дом вождя-жреца. Но если они обнажат левое плечо и попросят вождя возложить на него руку, то могут избежать кары за вторжение. Нельзя было сидеть на камне, который вождь избрал для личного пользования, иначе умрешь в течение года. В племени казембе (Ангола), чтобы при соприкосновении с вождем избежать смерти и остаться в живых, придумали такой ритуал: став перед вождем на колени, человек тыльной стороной ладони прикасается к тыльной стороне царственной руки, после чего кладет свою ладонь на ладонь вождя и ловит его пальцы. Обряд повторяется четыре раза.
На островах Тонга бытует верование, что если кто-то после прикосновения к священной особе верховного вождя (или к его вещи) дотронется руками до своей пищи, то распухнет и умрет, поскольку святость вождя подобна действию сильного яда. Простолюдин может спастись, если прикоснется к подошве вождя ладонью и тыльной стороной обеих рук, после чего сполоснет руки водой. Если воды поблизости не оказывалось, допускалось очищение рук сочным листом подорожника или банана. Не успев очистить руки до еды, человек просил кого-нибудь накормить его или опускался на колени и, как животное, брал пищу с земли ртом, опасаясь использовать “нечистые” руки.
Существует множество обрядов изгнания злых сил. Стремление первобытных народов избавиться от различных бедствий, как правило, принимает форму охоты или изгнания чертей, злых духов (демонов) и привидений. Изгнание злых сил может быть прямым и косвенным, то есть с помощью материального носителя или “козла отпущения”.
Например, когда какое-нибудь несчастье случается на острове Рук (между Новой Гвинеей и Новой Британией), то туземцы всем племенем бегают, визжат, сыплют проклятиями, воют и колотят палками по воздуху, чтобы отогнать демона — предполагаемую причину несчастья. От места происшествия островитяне шаг за шагом отгоняют его к морю, чтобы прогнать с острова.
Туземцы Новой Британии в аналогичной ситуации вооружаются ветками и дубинками и при свете луны выходят в поля, где до утра с дикими завываниями колотят своим оружием по земле и топают ногами, изгоняя чертей. Или с горящими факелами в руках быстро пробегают по деревне. А туземцы Новой Каледонии вырывают глубокую яму, вокруг которой собирается все племя. Осыпав злого духа проклятиями, они засыпают яму землей и с громкими криками притаптывают бугор, как бы погребая злого духа.
Перейти в форум
|