ТЕОЛОГИЯ О СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА и ВСЕЛЕННОЙ
Осознав тщетность попыток справиться своими интеллектуальными силами с превосходящим их понимание величием Вселенной, ранние философы решили обратить свое внимание на человека, в природе которого можно найти все проявления таинственных небесных сфер. В результате сформировалась секретная теологическая система, в которой Бог рассматривался как Большой Человек, а человек как малый Бог. По аналогии, Вселенная рассматривается как человек, а человек рассматривается как миниатюрная Вселенная. Большая Вселенная была названа Макрокосмом, Великим Миром или Телом, а духовная сущность, контролирующая ее деятельность,— Макропрософусом. Языческие мистерии касались главным образом обращения неофитов в отношения между Макрокосмом и Микрокосмом, то есть между Богом и человеком.
Еще до появления идолопоклонства в святилищах ставили статую человека, которая символизировала Божественную Власть во всех ее проявлениях. Человека изучали как книгу, содержащую множество тайн небесного устройства, частью которого они были сами. Статуя представляла собой манекен с нанесенными на нем письменами, подобными тем, которые нанесены на руках человека. Статуя могла раскрываться, показывая расположение внутренних органов, костей, мускулов, нервов и других частей. Спустя века манекен стал средоточием запутанных иероглифов и символических фигур, которыми обладали жрецы и мудрецы. Каждая часть имела секретное значение, была стандартом для измерения различных частей космоса.
С приходом века поклонения идолам мистерии постепенно исчезли. Секреты были утеряны, и никто не знал происхождения фигур, которые стояли на алтарях. Однако, помня, что фигуры были когда-то священными и представляли собой символ Универсальной Силы, фигуры со временем стали рассматривать как Бога, по образу которого сделан человек, и молиться на них. Рушились цивилизации, рушились храмы, рассыпались статуи, и окончательно забылось их первоначальное значение. На базе же предположения первых теологов, что человек создан по образу и подобию Бога, было воздвигнуто монументальное здание теологии, основанной на человеческом теле.
Современный религиозный мир не ведает о том, что именно биология — тот краеугольный камень, на котором покоятся основные положения религии. Многие законы, которые полагаются современными людьми божественными, на самом деле являются продуктом глубокого размышления над тонкостями человеческой конституции и бесконечных открытий в ходе этого размышления. Почти во всех священных книгах есть анатомические аналогии, особенно наглядны они в мифах о творении. Вспомним хотя бы Историю Вселенского Яйца, скандинавский миф о Гинунгагапе (темная щель в пространстве, куда посеяно семя мира), использование рыбы как эмблемы порождающей силы.
Хорошо понимали, что ключ к загадке жизни — сам человек, философы античности.
У Бога и у человека двойная конституция, высшая часть которой невидима, а низшая видима. Обе эти части встречаются в промежуточной сфере. Точно так же, как духовная природа Бога управляет Его объективной универсальной формой, которая на самом деле является кристаллизацией идеи, так и духовная природа человека есть невидимая причина, контролирующая силу его видимой материальной личности. Таким образом, дух человека имеет к телу такое же отношение, что и Бог к объективной Вселенной. Мистерии учат, что дух (жизнь) предшествует форме: он сначала очерчивает свою сферу и только после проявляет себя. Философски говоря, форма, будучи частью духа, находится внутри духа, но дух является чем-то большим, чем сумма форм. И как материальная природа человека есть сумма духов, так и Универсальная Природа, включающая все окружающие системы, находится во всепроникающей сущности Бога — Универсальном Духе.
В соответствии с другой древней концепцией все тела, материальные или духовные, имеют три центра: верхний, средний и нижний. Средний соединяет верхний и нижний. Центры представляют собой три солнца или три аспекта одного солнца — центры лучезарности, которые имеют аналоги в трех главных центpax человеческого тела. Первое из солнц подобно свету, который находится прямо в солнце; второе — свету, непосредственно исходящему от солнца, и третье — великолепию, сообщаемому этим светом другим вещам. Высший (духовный) центр находится в середине, он аналогичен в физическом теле сердцу. Второй центр (связь между высшим и низшим мирами) поднимается до мозга. Третий (низший) центр опускается до положения самой низкой физической значимости — до воспроизводительной системы. То есть сердце символически обозначает источник жизни, мозг — связь, которая через рациональный разум объединяет жизнь с формой, воспроизводящей системой (низшим творцом).
Идеалы и устремления личности зависят от этих трех центров и определяются тем из них, который превалирует в ней. У материалиста самый сильный низший центр, у интеллектуала — высший центр, а у посвященных — средний центр, который омывает две крайности в потоке духовного света и контролирует благодаря этому как ум, так и тело. Мозг представляет высшую сферу, но после того, как инициированные проходят через низшие степени, им сообщают, что мозг есть имитация духовного пламени, которое живет в наиболее скрытых уголках сердца. Дело в том, что древние часто прибегали к обману для сокрытия истиной интерпретации их мистерий. Подстановка мозга вместо сердца является именно таким обманом.
Для проведения древних мистерий строился специальный храм, по возможности, в форме человеческого тела, с залами, представляющими три великих центра человеческого и Вселенского тела. Кандидат входил между ног (это поднимало кандидата до различных уровней конкретной мысли, до уровней столь высоких, которые только мог достичь ум), проходил через зал сердца (умственная связь) и принимал высшую степень в точке, соответствующей мозгу. Здесь он в первый раз воистину осознавал значение слов: “Как человек мыслит своим сердцем, таковым он и является”.
В большинстве священных мистерий мистики сначала встречаются с множественностью Форм, которые возникли еще до богов, но, входя в храм, охраняемый мистическими ритуалами, они получают в сердце своем божественное просветление и, избавившись от одеяний, приобщаются к божественной природе.
Посвященные предупреждали своих учеников, что образ — это материализация субъективной идеи, а не сама реальность. Поэтому не стоит поклоняться образам богов, которые являются просто эмблемой или напоминанием о невидимых силах и принципах. Точно так же тело человека не должно рассматриваться как личность; это скорее дом для личности, точно так же, как храм есть Дом Бога. В состоянии грубости и извращения человеческое тело становится могилой или тюрьмой божественного принципа. В состоянии развертывания и возрождения — Домом или Святилищем Божества, чьей творческой силой он обустроен. Человек — это непрерывный и бессмертный принцип, круговорот рождений и смерти. В течение каждого периода земной жизни реальность, которая обитает в нереальности, должна быть освобождена смертью и просвещением от своей временности.
Язычники персонифицировали атрибуты единого Бога, создав при этом пантеон подчиненных божеств (свой в каждой религии). Все боги и богини античности имеют аналоги в человеческом теле точно так же, как они имеют аналоги в элементах, планетах и созвездиях. Четыре телесных центра приписаны элементам, семь жизненных органов — планетам, двенадцать главных частей — знакам Зодиака, невидимые части божественной природы человека — различным божествам, и скрытый Бог манифестирует себя в костях.
Перейти в форум
|