СЕМАФОРНАЯ АЗБУКА
Возьмем, к примеру, такое широко распространенное средство зрительной связи, как семафор. В 1801 году французский артиллерийский офицер Депиллон изобрел средство связи корабля с берегом, использующее перемещение трех перекладин, поднятых на мачте. Изобретение получило название семафор, что в переводе с греческого означало “знак несущий”.
После различных видоизменений с 1880 года стал использоваться более простой семафор, в котором было всего два флажка. Сигнальщик производил руками определенные движения для передачи букв, цифр и специальных сигналов. В начале XX века появилась международная система сигналов, передаваемая таким образом. В этой системе передавались только буквы, и даже цифры представлялись в виде слов. Специальный знак “NUMERALS” (“ЦИФРЫ”) служил сообщением, что последующие буквы должны быть записаны цифрами. Существовали и дополнительные сигналы типа “конец слова”, “ошибка”.
Эта система употреблялась в британских военно-морских силах. В наше время она применяется в торговом флоте для связи между судами и береговыми сигнальными постами. Нашлось применение семафору и в быту. С помощью семафорной азбуки можно переговариваться на достаточно большом расстоянии, например, во время загородных прогулок, массовых игр, морских прогулок и т. д. Причем можно переговариваться и без флажков, только руками (если флажков нет или нет возможности их сделать). Расскажем вкратце о методике обучения русской семафорной азбуке.
Чтобы знаки семафорной азбуки в руках передающего и принимающего сообщение были хорошо видны, флажки изготавливаются размером примерно 30ґ40 см. Материал может быть любым, цвет тоже, кроме белого.
Для удобства запоминания знаков семафорная азбука (рис. 1) изучается по группам.
Первая группа: А, Т, У, Ъ, Ь, И, Й, Н, О, В, Г, С, Е, Э.
Вторая группа: Ж, З, Л, М, П, Р, Ф, Ы, Ч, Ц.
Третья группа: Б, Д, К, Х, Ш, Щ, Ю, Я.
Основной метод обучения — практические упражнения по приему и передаче флажного семафора. И чем больше вы будете тренироваться, тем лучше. С самого начала нужно добиться правильной постановки корпуса, рук, головы. Держать флажки в руках тоже надо правильно: руки с древками должны составлять одну линию. Пользоваться флажками без древка или просто действовать руками не разрешается. Рис. 1 Следует запомнить — при передаче семафора от одного знака к другому переходят, не опуская рук. Если не соблюдать этого правила, то в будущем вы не сможете добиться большой скорости передачи информации. В начале обучения можно не гнаться за скоростью, чтобы не допустить небрежности в работе.
После освоения азбуки переходите от передачи отдельных букв к передаче и приему слогов, простых слов (составленных из букв одной группы) и только потом — предложений.
После прочного усвоения семафорной азбуки надо переходить на занятия в паре (один задает вопросы, другой отвечает) и начинать тренировки на скорость.
Рис. 2 Помимо самой азбуки для передачи различных служебных знаков флажного семафора (рис. 2) применяются условные движения рук:
ВЫЗОВ — повторить 10—12 раз букву “У”.
ПОВТОРЕНИЕ, ОШИБКА — два взмаха обеих рук вверх.
ОТВЕТ — повторить букву “А” до начала передачи следующего слова.
ОЖИДАНИЕ — описывание над головой горизонтальных кругов обеими руками до получения ответа от того, кому передают сигналы.
ВОПРОС — дважды повторить букву “Т”.
РАЗДЕЛ — один раз взмахнуть обеими руками вверх.
ПЕРЕМЕНА МЕСТА — описывание кругов прямо перед собой одной или двумя руками. Знак подается в том случае, если прием затруднен, и означает “осмотритесь, перемените место”.
ОКОНЧАНИЕ ПЕРЕДАЧИ — поочередный подъем обеих рук вверх до получения в ответ такого же знака.
ПЕРЕДВИНЬТЕСЬ ВЛЕВО ОТ МЕНЯ — несколько взмахов левой руки после знака перемены места.
ПЕРЕДВИНЬТЕСЬ ВПРАВО ОТ МЕНЯ — несколько взмахов правой руки после знака перемены места.
ПОДНИМИТЕСЬ ВЫШЕ — несколько взмахов левой руки вверх.
ОПУСТИТЕСЬ НИЖЕ — несколько взмахов левой руки вниз.
Определить, насколько прочно усвоены приемы флажного семафора, можно в процессе соревнования на скорость с другой парой. Расстояние между передающим и приемным пунктом должно быть не менее 75 м. Помощники по секундомеру будут определять время, затраченное обеими парами на прием знаков, и следить по написанному тексту за правильностью приема. После подсчета результатов поменяйтесь местами.
Перейти в форум
|