Жесты в музыке и философии
Сродни движениям танцора жесты дирижеров. Хорошо сыгранный оркестр может сыграть даже в том случае, когда стоящий перед ним дирижер не использует рук (знаменитый “фокус” оркестра под управлением Л. Бернстайна). Оркестранты за время долгих репетиций привыкают не только к движениям рук, но и к параллельной выразительной мимике дирижера, а поэтому могут реагировать только на нее.
Дирижер своими движениями рук обеспечивает три условия, которые необходимы для слаженной игры десятков музыкантов или певцов: ритм, темп и силу звучания. Медленнее движутся руки — медленнее поют и играют, и наоборот. Это темп. Там, где дирижер энергичнее выделяет какие-то моменты в последовательности движений, там исполнителями и делаются “акценты” в музыкальном ряду: РАЗ-два-три, РАЗ-два-три — это не то, что раз-ДВА-три, раз-ДВА-три или раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ. Это ритм, который может быть не только “вальсовым” (со счетом “на три”), но и “маршевым”, например: РАЗ-два-ТРИ-четыре. Каждый акцент отмечает как бы шаг ноги.
А вот как показать колебания в громкости звучания? Это уже трудно описать словами. Если приглядеться, то можно заметить, что понижение громкости дирижер показывает положением рук ладонями вниз, причем сближает кисти рук, а при повышении громкости — увеличивает расстояние между руками и поднимает их тем выше, чем более громко следует играть, причем ладони при этом обращаются к оркестрантам, а руки в целом напряженно подрагивают. Иногда при этом дирижер еще раскрывает рот, как бы показывая, насколько он “громко поет”. Получается, в сигнализации участвуют все тело: глаза прикрываются или раскрываются, голова то вскидывается, то опускается, торс постоянно двигается.
Играть громко, очень быстро, совсем медленно — более-менее понятно. А как сыграть эротично, мягко, твердо, озорно, сухо? Как это показать руками, дирижерскими движениями? Талантливый дирижер мысленно не только четко представляет себе “музыкальный текст”, саму мелодию и гармонию, все ритмические, темповые и оттеночные (инструментальные, тембровые и иные) характеристики, но и накладывает на слова, ноты чувственные образы, то есть сливает вербальные и невербальные средства в единый музыкальный образ. И этот образ, как и индийский танец, невозможно описать словами, его можно только почувствовать.
* * * А могут ли жесты помочь стать мудрее? Оказывается, могут. Это доказали йоги, широко использующие в своей ритуальной практике мудры — строго определенные жесты.
Если в индийских и некоторых других танцах мудры служат для невербального общения между танцовщиком и зрителями, то в йоге мудры — это прежде всего средство общения между адептом учения и божеством. Каждая молитва, каждая медитация сопровождается мудрами. Всего существует 108 мудр, а с модификациями — несколько сот. Например, 24 мудры, используемые для утренней молитвы, изображают различные виды Вишну. Рис. 10, 11 По йоговским философским представлениям, каждая мудра не только помогает внутреннему настрою на единение с определенным божеством, но и физиологически способствует душе человека выходу в астрал (иное измерение бытия). Каждый из пяти пальцев служит символическим вместилищем одной из сил природы. Составляя пальцы определенным образом, йоги вызывают особый динамический ток, поскольку известный знак всегда привлекает соответствующие силы (рис. 10 — “мир”, 11 — “любовь”).
Согласно одной символической системе, большой палец представляет эфир, указательный — воздух, средний — огонь, безымянный — воду, мизинец — землю; согласно другой, указательный палец представляет индивидуальную душу, средний — непорочность, безымянный — страсти, мизинец — материю. Ведантисты же трактуют так: основание большого пальца посвящено Ведам, корень мизинца — Творцу, концы пальцев — богам, часть руки между большим и указательным пальцами — душам прародителей.
Перейти в форум
|