РАЗЛИЧИЕ КОМПОНЕНТОВ ОБЩЕНИЯ
Жестикуляция любого народа социально и исторически обусловлена. Жесты эпохи раннего христианства или Средневековья, естественно, не могут совпадать с современными, хотя какие-то их черты могут проскальзывать и сейчас. Например, в японском языке есть выражение “тэйсисэй”, которое характеризует одну черту японской культуры, оказавшую большое влияние на повседневное поведение. Изолированное положение Японии и более чем тысячелетнее господство феодальных отношений, обычай сидеть на полу выработали у японцев привычку к склоненной позе. Поэтому для японца странно, здороваясь, вставать со стула, как это принято в Европе. Сидя, он ниже стоящего человека и, следовательно, находится в более почтительной позе.
Даже в рамках одной национальной культуры существуют местные жестовые “диалекты”, различные между собой субкультуры женщин, мужчин, детей (у таджиков, арабов и др.). В Колумбии, к примеру, даже издан двухтомный словарь, где собрано почти две тысячи вариантов жестов латиноамериканцев.
Существуют также и специфические жестовые жаргоны (воров, маклеров, юристов, военных и т. д.).
В большинстве случаев человек не в состоянии контролировать движения своего тела. Нельзя недооценивать силу национальных привычек, в том числе привычек поведения. В Германии в годы нацизма евреи, пытавшиеся выдавать себя за неевреев, часто обнаруживали себя по языку тела. Движения их рук были более свободными и открытыми, чем у немцев (у немцев более жесткие позы и меньше гибкости в телодвижениях), и контроль за ними давался труднее всего.
Поскольку такт музыки в Европе отбивают ногой, а на Востоке это не принято, то привычкой отбивать такт музыки ногой шпион Вамберг, около года проживший неузнаваемым среди дервишей, выдал себя. Выходца из Италии, даже правильно говорящего по-английски, все равно можно отличить от коренного американца по несдерживаемой жестикуляции, подвижной мимике.
Перейти в форум
|