В театре, музее, на выставке
В театр принято приходить заранее, чтобы успеть раздеться, сдать верхнюю одежду в гардероб, окинуть себя взглядом у зеркала или, если требуется что-то поправить, привести себя в порядок в туалетной комнате.
Если в театр приходит компания, то один из мужчин показывает билеты контролеру, пропускает дам и своих гостей перед собой в вестибюль. Мужчины, входя в вестибюль, снимают головные уборы.
В гардеробе мужчина помогает даме снять пальто или плащ, затем снимает одежду сам. Сдав ее в гардероб, номерки кладет в карман, чтобы не уронить и не потерять. Неприлично носить номерок на пальце, как кольцо.
И дама, и кавалер внимательно разглядывают себя во всех зеркалах до прохода в зрительный зал, в зрительном зале заниматься своим туалетом не принято.
В зрительный зал мужчина входит первым, и если служащий театра не провожает зрителей к местам, то идет чуть впереди дамы или дам, показывая дорогу. Если же служащий показал дорогу, то мужчина пропускает дам вперед.
На чужое место садиться нельзя (даже если в данный момент оно пустует), чтобы не доставить беспокойство “законным владельцам”. Если же вы сами обнаружили, что ваше место занято, предъявите свои билеты и учтиво попросите освободить ваши места.
Если ваши места в середине ряда, то нужно сесть заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих с края. Если все-таки вам приходится кого-либо беспокоить, то мужчина идет первым, как бы прокладывая дорогу, и приносит извинения тем, кого побеспокоил. Проходить вдоль ряда принято лицом к сидящим. Если проход узкий, вежливость предписывает сидящему встать и пропустить проходящего, чтобы не создавать ему дополнительных трудностей.
Кавалер помогает сесть даме, опуская сиденье кресла, затем садится сам. Усаживаясь, дама может лишь слегка придержать свое платье. Поднимать его, как-либо заворачивать, совершенно недопустимо. Сиденье кресла придерживают рукой, чтобы оно не создавало дополнительного шума, ударяясь о спинку.
Сидеть в кресле принято прямо, спокойно и не менять позу каждые пять минут, так как сидящие за вами тоже будут вынуждены менять свое положение, чтобы видеть происходящее на сцене. Садиться надо полностью на сиденье, чтобы спина касалась спинки кресла, так как, устав, вы сможете расслабить мышцы спины, не потеряв при этом хорошей осанки. Укладываться в кресле, как в шезлонге,— некрасиво и невежливо. Не занимайте оба подлокотника кресла — ваш сосед тоже имеет право облокотиться. Не опираются на спинку переднего кресла, не упираются в нее ногами. Закидывать ногу на ногу не рекомендуется — при этом можно задеть или испачкать соседа. Сидеть с широко раздвинутыми ногами (особенно дамам) неприлично.
Увидев издали знакомого, неприлично привлекать его внимание взмахами рук и криками. Принято обмениваться поклонами, а любезностями и восторгами по поводу встречи — в антракте. При поклоне очень высокопоставленной особе надо приподняться.
Рукопожатием можно обменяться, но не через головы сидящих, без разговоров и выкриков. Если к даме подходит знакомый, она не обязана знакомить его со спутником. Мужчины просто обмениваются поклонами. Если знакомый подходит к мужчине, тот должен встать для приветствия, но необязательно представлять гостя своей спутнице. Однако при более длительной беседе учтивость обязывает это сделать.
Проявлять любопытство, откровенно разглядывая публику, да еще в бинокль — крайне неприлично!
Аплодисменты должны выражать признательность зрителей за доставленное удовольствие. Свист, крики, топанье ногами — недопустимы. Аплодировать принято в следующих случаях:
— после поднятия занавеса в знак одобрения декораций;
— при первом выходе известного певца или артиста;
— после некоторых известных реплик, больших монологов или арий в опере, после окончания каждого акта и пьесы в целом;
— перед началом последнего акта оперы при появлении дирижера за пультом в знак признания его таланта и одобрения исполнительского мастерства всего оркестра;
— в театре сатиры, комедии — после особенно удачной шутки, остроумной реплики или замечания;
— на концерте солиста — после каждой песни, а на концерте джазового оркестра — после понравившегося сольного выступления независимо от того, продолжает играть оркестр или нет;
— в цирке — после понравившегося выступления артиста, перед его выходом на манеж и после окончания номера.
Если спектакль понравился, то восторг можно выразить долгими аплодисментами и вызовом артистов на сцену. Если понравилось выступление артиста, то при помощи длительных аплодисментов, выкриков “Браво!”, “Бис!” можно попросить его исполнить то или иное произведение еще раз. Польщенный вниманием артист откликается на эту просьбу, но публике не стоит быть навязчивой и заставлять артиста работать долго.
Если представление не понравилось, принято уходить в антракте. Выйти из зала, громко хлопнув своим сиденьем, совершенно недопустимо!
Воспитанный человек не позволит себе:
— приставать с расспросами к соседу;
— использовать программку вместо веера;
— насмехаться над тем, кто во время сильных, патетических мест на сцене не может удержаться от слез;
— прийти в театр с кашлем или насморком (чтобы не мешать зрителям или не заразить их);
— покашливать, шуршать, скрипеть сиденьем во время представления — актеры воспринимают это как признак скуки, царящей в зале, у них портится настроение, что сказывается и на игре;
— класть на барьер балкона сумочку, бинокль, программку и т. д.— из-за неосторожного движения все это может полететь вниз;
— во время спектакля щелкать замком сумочки; болтать ногой и барабанить пальцами в такт музыке; подпевать исполнителям; есть (шелест бумажек, хруст разгрызаемых конфет и орехов особенно отчетливо слышен в тишине).
В антракте можно выйти в вестибюль и покурить, но только в специально отведенных для этого местах. Можно прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила приветствий, что и на улице.
В музее или на выставке принято:
— снимать верхнюю одежду;
— если нужно, надевать специальную обувь;
— проявлять сдержанность, выказывая свой восторг или несогласие в словах, в жестах, в мимике.
На выставке, в музее считается неприличным:
— подходить слишком близко к другим посетителям;
— подходить близко к картинам, загораживая их спиной от других зрителей;
— беспокоить окружающих своим насморком, кашлем.
Категорически запрещается трогать экспонаты руками. На экскурсии принято вести себя сдержанно, без демонстративных эмоций, даже если что-то не нравится или неинтересно. Старайтесь не придвигаться к рассказывающему слишком близко, чтобы не мешать остальным. Неприлично жевать резинку, есть мороженое и т. п. Нехорошо кому-нибудь дышать в затылок.
Перейти в форум
|