ОСОБЕННОСТИ ЖЕСТОВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
А теперь поговорим о жестах как средстве общения маленьких детей. Любой родитель не раз наблюдал, как маленький ребенок, не зная слов, мимикой, жестами, взглядами и звуками сообщает о своих желаниях и потребностях. Ребенок в общении использует так называемый протоязык — первичный язык. Компоненты этого языка имеют врожденный характер и очень редко изобретаются самим ребенком.
Среди первых жестов у детей в возрасте пяти—семи месяцев отмечаются жесты-просьбы: протягивание руки ладонью вверх в смысле “дай”. Примерно в десять месяцев это движение у большинства детей сопровождается сгибанием-разгибанием пальцев, протягиванием взрослому обеих рук — “возьми”. В возрасте около семи месяцев у всех детей появляется указательный жест кистью руки вперед в значении “дай”, а через месяц-два и указательным пальцем, как правило, в ответ на просьбу взрослого показать тот или иной объект.
Чтобы привлечь внимание, малыши в возрасте шести—восьми месяцев могут поднимать руку, размахивать рукой, размахивать только кистью. При неодобрительной оценке малыши отворачиваются.
К девяти месяцам появляются жесты приветствия и прощания, первоначально они выполняются малышами по просьбе взрослых: “Маленький мой, помаши бабушке на прощанье ручкой”; “Солнышко мое, поздоровайся с мамой”. Используют малыши также запрещающие жесты (энергичное размахивание одной или двумя руками от локтя слева направо или вверх-вниз), игровые (“ладушки”), неодобрительные жесты в смысле “не хочу” (отталкивание и отмахивание рукой), жест просьбы (“хочу на руки”), жесты привлечения внимания (например, малыш выкидывает из кровати игрушки и ждет, когда подойдет взрослый, чтобы поднять их и заговорить с ним).
У годовалых детей сначала появляются отрицательные кивки головой и только позднее — утвердительные. Увеличивается количество других жестов: испуга, радости, сожаления, недоверия, удивления (“исчезло”), приветствия (“пожми ручку”), недоверия, неодобрения, игровых (например, “коза-коза”).
К четырнадцати месяцам по просьбе взрослого малыш показывает пальчиком свой возраст, руками — размеры предмета. Появляются жесты неуверенности, раздумья, жалости (гладит, обнимает игрушку или человека), вопросительный кивок головой. Дети начинают жестами изображать свое состояние (животик болит, голова болит) или отсутствующие предметы (пропавшего медвежонка, убежавшего котенка). К семнадцати месяцам отмечаются первые жесты угрозы, припоминания, дразнящие жесты (там, где в семье есть старшие дети), имитации действия. Жесты уже могут превращаться в простые жестовые предложения: ребенок, например, может протянуть руки вверх (“возьми”), а затем указать в сторону соседней комнаты (“неси туда”).
Конечно, в развитии каждого ребенка сроки появления того или иного жеста, общее количество жестов и частота их употребления могут варьироваться. Однако у всех детей наблюдается одинаковая последовательность появления жестов, а именно сначала жесты самовыражения, затем жесты воздействия и только после этого жесты передачи информации.
Чем старше ребенок, те большим количеством жестов он владеет. Постепенно жесты детей оттачиваются и приближаются к социально-фиксированному эталону. Однако техника выполнения жеста ребенком во многом зависит от того, с кем он общается в данный момент. При общении с близкими и родственниками жесты свободнее, с большей амплитудой движения, с малознакомыми и незнакомыми людьми — скованнее, с меньшей амплитудой движения.
Иногда у детей наблюдается такое явление, как исчезновение отдельных жестов. Появляется новый жест, а потом исчезает на несколько дней, а то и месяцев. Например, в четырнадцать месяцев может появиться жест “дай” (сгибание-разгибание ладони), затем исчезнуть на два месяца и проявиться в эмоционально значимой для ребенка ситуации. Но чаще всего отдельные жесты просто заменяются словом (например, ребенок говорит маме: “Посоли!” вместо потирания пальчиками над тарелкой с супом) или другим жестом (вместо указания всей кистью ребенок дифференцированно показывает указательным пальцем; это позднее родители убедят ребенка в том, что так делать некультурно).
В большинстве случаев жесты помогают ребенку быстрее и точнее выразить свои желания и воздействовать на взрослого, чем слова. Малыш трет кулачками глаза или отмахивается от нелюбимого блюда — что может быть красноречивее!
Давно замечено, что ребенок начинает понимать жесты раньше слов. Взрослый покачивает головой в знак неодобрения — малыш быстро и правильно реагирует: перестает мучить кошку, разматывать клубок шерсти, пытаться вылезти из манежа и т. п. Трудность понимания ребенком жестов может быть связана с фактом неоднозначного применения знакомого жеста различными взрослыми. Бабушка может шутливо погрозить внуку пальцем, а потом дать конфету, папа сначала погрозить, а потом и отшлепать за разбитую вазу например. Малыш в растерянности, он не понимает смысла жеста. А бывает и наоборот, особенно в случае запретов. Ребенок прекрасно понимает смысл жеста, но делает вид, что не понимает. Как здорово шлепать по лужам, чтобы брызги разлетались во все стороны, а папа грозит кулаком. Ребенок делает вид, что не заметил этого или не понял.
Общаясь с маленькими детьми, желательно не пользоваться только одними жестами, а сочетать их с речью. Речь, подкрепленная выразительностью жеста, понимается лучше слов. Сказать ребенку: “Иди ко мне” — это одно, а подкрепить зов манящим жестом или широко раскрыть объятия — это уже эмоциональный призыв, который не оставит ребенка равнодушным.
Понимание ребенком функций и значения жеста происходит не только под влиянием объективной ситуации, но и под влиянием окружающих ребенка взрослых. Ребенок сначала будет просто копировать их и только по мере развития сознания и мышления полностью овладеет их смыслом. Вот почему так важны правильные примеры применения тех или иных жестов.
Маленький ребенок вначале адресует запомнившийся жест одному взрослому, чаще — маме, а затем и другим людям. Хорошей иллюстрацией данной мысли является применение жеста “до свидания”. Сначала маленький ребенок машет рукой маме при расставании, потом членам семьи и любимой игрушке, а позднее и всем уходящим людям.
Без общения со взрослыми ребенок не может освоить жестикуляции, поскольку он сначала копирует жесты взрослых, потом многократно повторяет их сам и наблюдает, как их повторяют взрослые, и только после этого в сознании малыша проясняется значение жестов. Первое употребление жеста ребенком происходит вслед за прямым показом и словесным указанием о его выполнении или как имитация увиденного. Хотя встречаются и типично детские жесты, которым никто детей не обучал: жест неодобрения (горизонтальное покачивание кистями обеих рук), просьбы (сгибание-разгибание ладони в смысле “дай”), радости и возбуждения (легкое, частое постукивание кулачками по бедрам), поддразнивания (развернутая ладонь большим пальцем приставлена к носу, пальцы колеблются вверх-вниз) и др.
До полутора лет жесты и мимика — главное средство общения ребенка, после — начинает интенсивно расти словарный запас, а частота употребления жестов снижается.
Перейти в форум
|