КУЛЬТУРА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
К культуре невербального поведения педагога в целом и к его жестикуляции в частности должны предъявляться высокие требования. Ведь нередко жесты учителя становятся образцом для подражания. Неточное, бессмысленное или некорректное употребление жеста может не только отвлечь ребенка от процесса обучения, повлиять на настроение, но и выработать неправильный стереотип поведения. Жестикуляция педагога может погасить познавательный интерес ребенка, если она является показателем негативного или равнодушного отношения педагога к излагаемому материалу. Правильный жест усиливает педагогическое воздействие, пробуждает интерес к предмету и формирует доброжелательно-рабочее эмоциональное настроение.
Многих начинающих педагогов беспокоит вопрос об оптимальном употреблении жестикуляции. Полная статичность ведет к ощущению скованности и неестественности поведения, а повышенная жестикуляция ведет к психологической неопределенности жестов, их несоответствию словесно выражаемой мысли и снижению эффективности педагогического воздействия.
Нежелательна для педагога и слишком яркая индивидуальная манера жестикуляции. Во-первых, она приковывает к себе внимание, отвлекая от смысла передаваемой жестами информации, а во-вторых, может стать у детей объектом для пародий, первым признаком неуважения к педагогу. Жесты педагога должны быть уместны, педагогически оправданны, эстетичны и выразительны. То есть вопрос оптимальной жестикуляции — это, в первую очередь, вопрос ее качества.
При выборе того или иного жеста необходимо учитывать содержание и структуру урока (жестикуляция преподавателя литературы и математики не должна быть одинаковой, потому что у каждой дисциплины своеобразная специфика), цель общения (объяснение нового материала, выяснение семейных обстоятельств ученика, повторение пройденного, разговор по душам и т. д.), нюансы межличностных отношений, эмоциональное и физическое состояние педагога и ребенка, особенности объективной ситуации, в которой происходит общение (место, отвлекающие раздражители, пространственные характеристики и др.).
Зачастую специфика учебного предмета требует от педагога выражения собственной позиции. Так, преподавателю литературы по сравнению с преподавателями других дисциплин приходится чаще употреблять жесты-символы, подчеркивающие жесты, активизировать эмоции и воображение учеников.
Педагогу необходимо также найти оптимальное соотношение жестикуляции и других средств общения. Особенно важно соотношение слова и жеста — слово должно заменяться жестом лишь в целях большей выразительности. Жесты должны соответствовать другим невербальным педагогическим средствам — визуальному контакту, мимике, позе и т. д.
В жестах педагога недопустимы фамильярный или вульгарный оттенок (похлопывание по плечу, подмигивание, передразнивающие жесты) и появление жестов жаргонного характера (жестов алкоголиков, заключенных, наркоманов и т. п.).
Иногда в процессе общения, в зависимости от психологической ситуации, достаточно применения “полужестов” — зачаточных форм жестов или сведения жестов до минимума.
Для достижения оптимального регулирования педагогу нужно прежде всего расширить свои знания о жестикуляции как знаковом средстве общения, почитать специальную литературу (о семиотической природе жестов, о роли и функциях жестов, о системе жестов обыденного общения, о специфике жестов в педагогическом процессе), поговорить со старыми и опытными преподавателями, в процессе практики совершенствовать собственную жестикуляцию (на основе постоянного контроля за своим невербальным поведением и отбором и закреплением наиболее удачных жестов).
Перейти в форум
|