google.com, pub-9722435618707273, DIRECT, f08c47fec0942fa0 Cайт юмора и развлечений (все для отдыха)
Всё о Психологии. Психолог и "Я"
Гость | RSS
   В избранное | Стартовая
»Меню сайта

»Спонсор
HashFlare
»Наш опрос
Как вы думаете, стоит развивать этот ресурс?
Всего ответов: 518
»Статистика

Яндекс цитирования
Онлайн всего: 3
Из них Гостей: 3
Пользователей: 0



Сегодня
именинников нет.
»Спонсор
Неплохой заработок в Интернете без обмана.
»Главная » Библиотека » Жесты, Позы, Мимика » Жесты в обучениии воспитании » Роль языка жестов в педагогическом процессе

Роль языка жестов в педагогическом процессе



Роль языка жестов в педагогическом процессе

РОЛЬ ЯЗЫКА ЖЕСТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Основное средство педагогического общения — речь. Высокая языковая культура, богатый словарный запас, четкая дикция, экспрессивность и выразительность речи создают атмосферу обучения, задают состояние, в котором проходит совместная работа учителя и ученика. Громкий, сердитый голос учителя может повергнуть ученика в уныние, посеять сомнения; мягкий и одобряющий — вдохновить. Ребенку трудно и неприятно слушать пронзительный и высокий, глуховатый и однообразный голос, голос с металлическими оттенками. Если темп речи учителя слишком быстрый, то ребенок не успевает уловить смысл сказанного, а если сбивчивый и неровный, то нарушается целостность восприятия.

Однако информацию несет не только речь. Более выразительными и действенными могут подчас оказаться не слова, а взгляд, жест, мимика. Неадекватное употребление невербального языка может дать эффект прямо противоположный ожидаемому: учитель недоверчиво посмотрел — ученик замкнулся, и разговор “по душам” не получился; сделал резкое движение рукой — ученик сбился с мысли во время ответа у доски.

У некоторых людей врожденная способность “читать” телодвижения других, но большинству все-таки нужно приложить определенные усилия в выработке умения правильно понимать выражение лица и жесты воспитанника, а заодно и адекватно выражать свое состояние. Сначала необходимо изучить такой компонент невербального общения, как мимика.

Лицо — это индикатор эмоциональных состояний человека. “С лица спал”, “Да на тебе лица нет”, “Без стыда лица не износишь”, “У тебя все на лице написано” — привычно говорим мы пословицами, отмечая различные чувства других. Есть универсальные категории эмоций, которые отражаются на лице: гнев, удивление, радость, страх, отвращение, грусть — врожденные, и есть социально обусловленные и специфические национальные — не врожденные, всего около двадцати тысяч выражений лица. Такое многообразие мимических движений и их сочетаний дает возможность педагогу полно и эмоционально выразить свое отношение к конкретному ребенку, к его поступку или ответу: отразить заинтересованность, равнодушие, понимание, осуждение и т. д. Известно, что дети предпочитают учителей с высоким уровнем внешней эмоциональности, с доброжелательным выражением лица. Чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица, как и безжизненная их статичность, весьма серьезная помеха в общении с детьми.

Нередко учителя, чтобы сильнее воздействовать на учеников, делают “специальное выражение лица”. Как правило, это строгое выражение лица со сжатыми губами, нахмуренным лбом и напряженной нижней челюстью. Но такая маска-лицо, которая к тому же с годами “прирастает” к лицу, отнюдь не способствует хорошему поведению и успеваемости учеников. Дети прекрасно понимают разницу между просто серьезным лицом и нарочито строгим. Не стоит делать также и специально-возмущенное лицо — дети нормально воспринимают только искренний гнев.

Вообще в отношениях с детьми должно быть как можно больше искренних проявлений чувств. Детям легче общаться с человеком, по лицу которого можно “читать”, и труднее с тем, у кого неподвижное лицо, так как непонятно, что при этом взрослый думает и чувствует. Очень важно для учителя или родителя научиться владеть своим поведением настолько, чтобы всем своим видом ободрить “безнадежного” или раскаявшегося ребенка, дать ему надежду и уверенность в себе. Ни в коем случае “не надевайте” для одних детей всегда приветливое выражение лица, а для других — удрученное, сердитое или равнодушное. Этим можно сильно травмировать еще не окрепшую психику ребенка.

Не менее важным компонентом педагогического воздействия, чем мимика, является контакт глаз. Благодаря взгляду обеспечивается обратная связь между учителем и учеником, определяется степень вовлеченности ребенка в коммуникацию. Взгляд является сигналом в обмене репликами, выражает интимность общения и регулирует дистанцию. Взглядом учитель или родитель может выразить свое отношение к ребенку, к его поведению, задать вопрос, дать ответ и т. д. Могут быть самые различные оттенки выражения глаз. Взгляд глаза в глаза, взгляд косой, прямой, сверху вниз, блуждающий, застывший. В моменты диалога взгляд необходим, причем глаза в глаза. Однако слишком пристальный взгляд учителя во время замечания или внушения может оказаться чересчур тяжелым для ребенка. Не стоит применять и скользящий, безразличный взгляд: ребенок не может понять, видит его взрослый или смотрит “сквозь”.

Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения. Чтобы увидеть всех учеников сразу, учитель нередко смотрит издали, сверху вниз. Но такой взгляд не дает возможности вглядеться в каждого ребенка в отдельности. Наиболее оптимален такой ритм обмена взглядами, когда индивидуальный зрительный контакт учитель чередует с охватом глазами всего класса. Это создает рабочий круг внимания. При ответе ученика учитель должен внимательно и доброжелательно смотреть на ребенка, давая тем самым понять, что он слышит ответ (этим поддерживается обратная связь) и в то же время периодически переводит взгляд на класс, привлекая внимание всех остальных ребят к отвечающему, а заодно и следя за дисциплиной.

Важным фактором педагогического воздействия является пространственная организация общения. Если два человека размещаются рядом, то это способствует совместной работе или сотрудничеству, если позиция лицом к лицу через стол (особенно длинный), то усиливается напряженность, если по диагонали через угол стола, то это способствует непринужденности беседы.

Существует также четыре категории пространственной коммуникации:

— публичная, когда расстояние между двумя людьми равно 3—7 метрам;

— социальная, когда расстояние между двумя людьми равно 2 метрам;

— личная, когда расстояние между двумя людьми равно 75 сантиметрам;

— интимная, когда расстояние между двумя людьми равно 15—45 сантиметрам.

Увеличение или уменьшении дистанции между общающимися должно быть всегда мотивировано. Пространственную близость можно использовать для установления более доверительных отношений с ребенком. Но пользоваться этим нужно крайне осторожно, чтобы это не воспринималось ребенком как фамильярность или посягательство на личность.

Расстояние до собеседника зависит не только от педагогических задач учителя или родителя, но и от принадлежности собеседников к той или иной национальности, к тому или иному слою общества, от возраста, от общего стиля поведения, от темперамента, от экстравертированности-интровертированности и от сложившейся ситуации.

Давно замечено, что дети, желающие поменьше общаться с учителем, предпочитают садиться на последние парты. Почему? Оказывается, зона наиболее эффективного контакта учителя с учениками — это первые три парты, которые попадают в личную и интимную (если учитель стоит вплотную к парте) зону на протяжении всего урока.

Чтобы достигнуть равенства в общении с каждым учеником, учителю нужно непринужденно перемещаться по классу, меняя дистанцию.

Очень важно наладить отношения с ребенком в первые двадцать минут общения, потому что именно в это время передается основная информация о взаимоотношениях. Положительным фактором может оказаться увеличение частоты и длительности взаимных взглядов и “зеркальной мимики”, но при отсутствии “зеркальной позы”, и наоборот. Одновременное появление у собеседников одинаковых поз, взглядов глаза в глаза и мимики повышает взаимопонимание. Если ребенок начинает улыбаться, а взрослый сидит с каменным лицом, то беседа вряд ли получится душевной.

В общении с детьми очень важно использовать прикосновения (тактильная коммуникация). Прикосновением можно установить контакт, привлечь внимание, выразить свое отношение к ребенку. Бывает, сидит ученик на экзамене в растерянности, лоб в испарине, дрожит от страха, а учитель подойдет, обнимет рукой за плечи, скажет на ухо ободряющие слова, глядишь — и воспрял духом “мученик науки”. Передвигаясь по классу, учитель может коснуться руки или плеча отвлекшегося ученика и тем самым привлечь его к работе, может прикосновением отметить удачный ответ, успокоить возбужденного. Особенно важно использовать прикосновения к ребенку родителям, ведь такие прикосновения не вызывают настороженности, не создают неудобства, как иногда в общении с чужими людьми.

Учителю нельзя злоупотреблять прикосновениями — ребенок находится в зависимой ситуации и не может позволить себе уклониться в случае, если прикосновения ему неприятны. Способствуют контакту мягкие и спокойные, как бы случайные, прикосновения. Прикосновения, несущие оттенок силы, давления, могут оттолкнуть ребенка.

Не менее важны в общении помимо прикосновений жесты, позы и движения тела (пантомимика), внешние вегетативные изменения (например, покраснение лица), облик и манеры человека (одежда, косметика, прическа и др.).

Искусству жестикуляции обучали еще до нашей эры. Сейчас появились данные о том, что при знакомстве в первые четырнадцать секунд на долю невербальных сигналов приходится девяносто процентов объема всей принимаемой информации и в дальнейшем более половины приходится на жесты, мимику и интонацию. Жесты могут многое рассказать о человеке: об эмоциональном состоянии, об отношении к собеседнику, о его характере и личности и т. д. Иногда значение слов или смысл сказанного может быть понятен только при наличии подкрепляющих слова жестов.

* * *

Эффективное взаимодействие и взаимопонимание между учителем и учеником возможно только в том случае, когда учитель и ученик адекватно воспринимают друг друга. Ребенок пытается “читать” поведение учителя, его настроение, отношение. Поэтому учителю нужно грамотно подать себя, чтобы быть понятым.

Вступление в контакт может начинаться с приветственного жеста рукой, поддерживаться и усиливаться контакт может, например, кивками головой во время ответа ученика, а завершаться — останавливающим жестом.

Помимо информационно-коммуникативных функций жесты педагога реализуют и специфические (дидактические) функции:

— презентации знаний;

— мотивации;

— привлечения внимания учащихся и регулирования их психической активности;

— управления интеллектуальной деятельностью учащихся;

— постановки задачи или конечной цели;

— переноса знаний и умений на новый материал;

— контроля и обеспечения обратной связи.

Взаимоотношения с учителем сильно влияют на мотивацию учащихся. “Ненавижу математику!” (или любой другой предмет) — нередко слышат родители от своего ребенка. А ребенка, возможно, не математика отталкивает, а учитель, с которым не сложились отношения. Вот и запускает ребенок предмет, не хочет ходить в школу, капризничает. Бывает достаточно перевести ребенка в другую школу или другой класс, и все налаживается.

Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношения к ним. Жест обладает свойством делать тайное явным, о чем учитель всегда должен помнить. Движения учителя — своеобразная “увертюра” к уроку. Своей жестикуляцией он с первых минут создает определенный настрой в классе. Если движения нервные, порывистые, “срывается злость” на предметах, то дети готовятся к тому, что “достанется” и им. Вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.

Чтобы добиться сосредоточения внимания детей, необходимы эмоционально насыщенные жесты. Это жесты имитации, указания, подчеркивания и др.

Для активизации познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления, воображения детей) необходимы жесты наглядности, которые иллюстрируют рассказ педагога. Это жесты, дающие представление о форме и размере предмета, его пространственном расположении и т.д., имитационные и изобразительные жесты. “Вот такая большая ягода!” — говорим мы ребенку об арбузе и широко разводим руки. И ребенок сразу представляет себе размеры арбуза. Многие учителя упрощают принцип наглядности в обучении, сводя его только к использованию различных наглядных пособий. Но для полного объемного представления изучаемого понятия (например, на уроке геометрии) детям недостаточно услышать точное определение — им нужно наглядно с помощью жестов показать ту или иную фигуру.

В общении ребенка и педагога обязательно наличие обратной связи. Вопросительным кивком головы, приглашающим жестом учитель может “включить” обратную связь, жестами одобрения, оценки повысить ее интенсивность, определенным жестом завершить контакт. Не менее важно для обратной связи и понимание учителем жестов ребенка, которые могут многое сказать о его состоянии, отношении к предмету, к самому педагогу и другим учащимся.



Перейти в форум

Категория: Жесты в обучениии воспитании | Добавил: Admin (11.08.2007) | Автор: Издательский Дом «РИПОЛ классик».
Просмотров: 10982 | Рейтинг: 0.0/0 |
Ссылки на документ, для вставки на форум или к себе на страницу.
Для форума BB-Code
Ссылка

»Форма входа
»Календарь
»Спонсор
Достойный заработок в интернете. Регистрируйтесь и не пожалеете! Я уже в этом убедился, советую и Вам! Удачи!!!

Дополнительный зароботок в интернете
»Поиск
»Спонсор
»Друзья сайта
  Все материалы Книги, Статьи, Рефераты, Дмпломы, находящиеся на сайте Psychologiya.ucoz.RU Администрация\Пользователи проекта использовали обратные ссылки при использовании материалов из других источников, или указывали на автора.Использование материалов сайта ПРИВЕТСТВУЕТСЯ, Только с обратной АКТИВНОЙ ссылкой на Сайт.
Получить свой бесплатный сайт в UcoZ Psychologiya.ucoz.RU © 2007- Получить свой бесплатный сайт в UcoZХостинг от uCoz