ЖЕСТЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
В данной главе мы попробуем отразить специфику невербального поведения учителей и родителей, роль и место языка жестов в педагогическом процессе, его соотношение с речью. Проанализируем особенности интерпретации жестов учителя и воспитателя учащимися. Рассмотрим жестикуляцию как объект психодиагностики уровня развития детей раннего возраста.
Несмотря ни на какие совершенные программы, методики и учебники, эффективность обучения и воспитания во многом зависит от личности педагога и его профессионального мастерства. В педагогическом труде в отличие от других видов деятельности людей главную роль играет общение. Поэтому повышение его эффективности — основа совершенствования всего учебно-воспитательного процесса, важная часть профессионального мастерства педагога и средство выражения личности самого учителя. Правильное педагогическое общение препятствует возникновению “психологического барьера” и обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения.
Чтобы создать наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера обучения, учитель (или родитель) должен уметь управлять своим поведением, “читать по лицу” своего воспитанника, адекватно моделировать личность и психическое состояние ребенка по внешним признакам. Помимо этого, он должен правильно “подавать” себя в общении с воспитанником, быть внимательным ко всем нюансам детского поведения, уметь контактировать с ребенком не только с помощью речи, но и с помощью невербальных средств: позы, жеста, выражения лица, постановки голоса.
Перейти в форум
|