google.com, pub-9722435618707273, DIRECT, f08c47fec0942fa0 Cайт юмора и развлечений (все для отдыха)
Всё о Психологии. Психолог и "Я"
Гость | RSS
   В избранное | Стартовая
»Меню сайта

»Спонсор
HashFlare
»Наш опрос
Вы ещё вернётесь на сайт?
Всего ответов: 639
»Статистика

Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Из них Гостей: 1
Пользователей: 0



Сегодня
именинников нет.
»Спонсор
Неплохой заработок в Интернете без обмана.
»Главная » Библиотека » Жесты, Позы, Мимика » Глухие и немые жестовое общение » Причины и способы борьбы с недостаточным развитием речи

Причины и способы борьбы с недостаточным развитием речи



Причины и способы борьбы с недостаточным развитием речи

Причины и способы борьбы с недостаточным развитием речи

Иногда бывает, что ребенок абсолютно здоров, у него нет нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, но ребенок не говорит, объясняется только жестами и отдельными звуками. Причину позднего или недостаточного развития речи у детей в домах ребенка или круглосуточных яслях понять легко: персонал не может уделять достаточно внимания каждому малышу. Но как объяснить такие случаи в семьях, где малыш окружен заботой и любовью? Что делать родителям?

Развитие речи ребенка традиционно связывается со степенью речевого общения со взрослыми. Родителям советуют больше разговаривать с ребенком. Действительно, у маленького ребенка звукоподражание возникает только в том случае, если он видит мимику взрослого и воспроизводит ее. Но наблюдения за детьми показали, что к семимесячному возрасту имитация мимики у детей ослабевает. Значит, обычного общения с ребенком недостаточно.

Если внимательно посмотреть на карту головного мозга, то можно заметить, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, фактически является ее частью. Так, может быть, развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом?

Ученые долгое время наблюдали за поведением детей в доме малютки и пришли к выводу о более успешных попытках к звукоподражанию у тех детей, движения которых не были ограничены, в отличие от тех детей, которые не выпускались из манежа. Однако разница была не столь ощутимой, как ожидалось. Значит, и развития общей моторики недостаточно. Если вернуться к анатомическим отношениям, то можно увидеть, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль, а не окажет ли большее влияние на развитие активной речи ребенка тренировка тонких движений пальцев рук, чем тренировка общей моторики?

Детям ежедневно отводилось 20 минут на тренировку пальцев. Это были самые различные игры: складывание пирамидок, нанизывание пуговиц на проволоку, счет на пальцах и т. п. Результаты были поразительными — буквально на третий день возникли голосовые реакции, а через 15 дней — более или менее правильное звукоподражание. Тонкие движения пальцев стали наблюдаться у малышей и вне занятий. Они не тянули любой предмет сразу в рот, как обычно, а брали его (например, куклу) в руки, вертели и разглядывали. Более длительные исследования показали, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если развитие пальцев отстает, то отстает и развитие речи, несмотря на то, что общая моторика при этом может быть даже выше нормы. Можно, даже не слыша от ребенка ни одного слова, сразу определить, насколько у него развита речь, проведя следующий опыт. Попросите ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика (“сделай вот так” — и покажите, как). Говорящими окажутся те дети, которым удаются изолированные движения пальцев, не говорящими — те, у кого пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или слишком вялые.

Невропатология и дефектология уже давно накопили опыт, говорящий о тесной связи функций речи и руки. При травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачивается речь и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев и не затронута. В случаях поражения лобной области левого полушария без потери речи оказывалось, что больные — левши и моторная речевая зона у них находится в правом полушарии.

Кстати, грубая переделка левши в правшу (с битьем по руке, привязыванием руки за спину и тому подобным) в большинстве случаев приводит к заиканию и другим расстройствам речи. Когда одних глухонемых детей с раннего возраста обучают общаться с другими людьми с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, а других детей с помощью дактильной (пальцевой) азбуки, то последние, придя в школу, гораздо легче и быстрее овладевают словесной речью.

Прослеживается хронология развития речи ребенка. В возрасте пяти месяцев малыш начинает противопоставлять большой палец другим (движения остальных пальцев становятся более свободными) при схватывании предмета, причем теперь он захватывает предмет не всей ладонью, а пальцами. В шесть месяцев схватывания становятся все более точными и уверенными, в семь — появляется артикуляция слогов (да-да-да, ба-ба-ба и т. д.), в девять — малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет, и только после подобных дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать уже с полугодовалыми детьми. Очень полезен массаж кистей рук малыша. Поглаживать их нужно, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью. Затем нужно проделать пассивное сгибание-разгибание пальцев ребенка — брать каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибать и разгибать его. Это нужно делать по три минуты ежедневно.

С десяти месяцев можно переходить к более активной тренировке пальцев. Приемы возможны любые, лишь бы в движение вовлекалось больше пальцев и движения были энергичными. Можно предложить малышу рвать на кусочки любую бумагу несколько минут или катать шарики из пластилина (следить, чтобы ребенок не ел обрывки и пластилин!) — при этом будут участвовать все пальцы и прилагаться малышом значительные усилия. Вполне подойдут такие игры-упражнения, как вкладывание маленьких кубиков в большие, нанизывание колец пирамидок, бросание мячика в корзину и т. п.

С полутора лет задания усложняют. Можно предложить ребенку застегнуть пуговицы, завязать и развязать шнурки, веревочки, ленточки, узлы, надеть на крючок полотенце или кофточку с пришитой петелькой.

Прекрасно развивают пальцы народные игры с пальчиками. Такие игры можно придумать и самим родителям. Например: “Пошли как-то пальчики в лес гулять. Этот пальчик (взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе и загибает мизинец) нашел белый гриб, этот пальчик (загибает безымянный палец) нашел масленок, этот пальчик (загибает средний палец) сорвал с березы листик, этот пальчик (загибает указательный палец) нашел в траве ягодку, а этот пальчик (загибает большой палец и щекочет малышу ладошку) на пеньке просидел и ничего не нашел”. Если дети немного постарше, то можно им предложить хлопать кончиками пальцев друг о друга, прижимать пальцы друг к другу в определенной последовательности, изображать пальцами различные фигуры и предметы (лесенку, кольцо, мячик, крышу дома, веер и др.) и т. п.



Перейти в форум

Категория: Глухие и немые жестовое общение | Добавил: Admin (11.08.2007) | Автор: Издательский Дом «РИПОЛ классик».
Просмотров: 3198 | Рейтинг: 0.0/0 |
Ссылки на документ, для вставки на форум или к себе на страницу.
Для форума BB-Code
Ссылка

»Форма входа
Логин:
Пароль:
»Календарь
»Спонсор
Достойный заработок в интернете. Регистрируйтесь и не пожалеете! Я уже в этом убедился, советую и Вам! Удачи!!!

Дополнительный зароботок в интернете
»Поиск
»Спонсор
»Друзья сайта
  Все материалы Книги, Статьи, Рефераты, Дмпломы, находящиеся на сайте Psychologiya.ucoz.RU Администрация\Пользователи проекта использовали обратные ссылки при использовании материалов из других источников, или указывали на автора.Использование материалов сайта ПРИВЕТСТВУЕТСЯ, Только с обратной АКТИВНОЙ ссылкой на Сайт.
Получить свой бесплатный сайт в UcoZ Psychologiya.ucoz.RU © 2007- Получить свой бесплатный сайт в UcoZХостинг от uCoz