Разговорная жестовая речь
Разговорная жестовая речь применяется в условиях непринужденного, неофициального межличностного общения.
У малыша, растущего в семье нормально слышащих людей, пантомимические движения и естественные жесты появляются как выражение потребности в общении вместо отсутствующей пока словесной речи. С обогащением жизненного опыта и расширением круга интересов количество жестов у ребенка увеличивается, появляются и условные жесты, которые создает не только сам ребенок, но и окружающие его взрослые. Так складывается семейная система жестового общения.
Жесты широко используются и в тех семьях, где довольно рано начинают обучение ребенка словесной речи — в домашних условиях или в специальном дошкольном учреждении. Ведь усвоение глухим ребенком словесной речи — трудный и длительный процесс. И выученных маленьким ребенком слов и предложений еще не хватает для общения со взрослыми. Несмотря на локальность, семейная жестовая система имеет большое значение для развития глухого ребенка, его коммуникативных способностей и мыслительной деятельности. Общение при помощи жестов — это еще и тренировка, в процессе которой накапливается опыт исполнения жестов и навыки их зрительного восприятия. Это способствует быстрому усвоению такими детьми разговорного жестового языка, когда они попадают в коллектив глухих, где разговорный жестовый язык является основным средством межличностного общения.
Если родители глухого ребенка имеют недостатки слуха и разговаривают друг с другом на разговорном жестовом языке, то ребенок овладевает этим языком в процессе общения в семье. В этом случае к школьному возрасту ребенок, как правило, свободно владеет средствами разговорного языка жестов. Но и дети из семей слышащих, попав в специальные школы для глухих, где коммуникация осуществляется в основном при помощи разговорного жестового языка, примерно через полтора года догоняют своих сверстников, которые уже овладели этим языком дома.
К моменту окончания специальной школы для глухих все дети абсолютно свободно и успешно пользуются разговорным жестовым языком в условиях непринужденного, неофициального общения. Причем уровень понимания ими сообщений, переданных разговорной жестовой речью, намного выше, чем сообщений, переданных при помощи калькирующей жестовой речи или устной речи.
Ученые-лингвисты, изучающие язык глухих, высказывают разные гипотезы — от утверждения, что жестовая речь — подлинная речь во всем богатстве ее функционального значения, до утверждения, что разговорный жестовый язык — примитивная система общения с неразвитым лексическим составом и грамматическим строем. Полномасштабное научное исследование структуры разговорного жестового языка началось лишь с 60-х годов XX века. Сейчас этим занимаются специалисты в крупнейших научных центрах и университетах во всем мире.
Было опровергнуто мнение, что жест неделим. В ходе анализа жеста были определены основные элементы жеста: конфигурация пальцев руки (если используется одна рука) и рук (если используются обе руки), локализация — место исполнения и характер движения. Для русского жестового языка выделено 20 основных конфигураций. Их характеристики легче понять на основе сопоставления конфигурации жеста с конфигурацией руки при дактилировании букв русского дактильного алфавита: А-конфигурация, В-конфигурация и т. д.
Элемент “движение” имеет следующие параметры: качество, направление и локализация в пространстве. По параметру направления существует восемь характеристик: слева направо, сверху вниз, к говорящему, от говорящего и т. д.; по параметру движения тоже восемь характеристик: непрерывное, прерывистое, щелчкообразное и т. д. У двуручных жестов есть дополнительные параметры — способы взаимодействия левой и правой рук (движение навстречу, движение в противоположном направлении и т.д.); по параметру локализации десять положений: перед грудью говорящего, перед лицом, движение в нейтральном пространстве, правее нейтрального пространства и т. д.
Например, глухой “говорит” МАМА: В-конфигурация жест исполняется около лица слева направо плавным непрерывным движением. Слово РАССКАЗЫВАТЬ “произносится” так: Р-конфигурация, жест исполняется справа от нейтрального пространства, кисть неподвижна, щелчкообразное повторяющееся движение пальцев по направлению от говорящего.
Жесты отличаются друг от друга прежде всего своеобразием связей между их элементами, которые воплощаются в каждом жесте одновременно. Этим жест отличается от слова, единицы которого — фонемы — проявляются преимущественно последовательно во времени. Выявление набора характеристик каждого элемента жеста позволило разработать систему записи любого жеста — точную, однозначную и экономную. Запись состоит из различных знаков, линий и стрелок. Подобные записи используются в научных описаниях, а также при создании компьютерных программ для анализа жестовых языков и создания жестовых словарей.
Перейти в форум
|