google.com, pub-9722435618707273, DIRECT, f08c47fec0942fa0 Cайт юмора и развлечений (все для отдыха)
Всё о Психологии. Психолог и "Я"
Гость | RSS
   В избранное | Стартовая
»Меню сайта

»Спонсор
HashFlare
»Наш опрос
Вы нашли чтонибуть полезное на сайте?
Всего ответов: 624
»Статистика

Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Из них Гостей: 1
Пользователей: 0



Сегодня
именинников нет.
»Спонсор
Неплохой заработок в Интернете без обмана.
»Главная » Библиотека » Жесты, Позы, Мимика » Глухие и немые жестовое общение » Национальные особености жестовых языков

Национальные особености жестовых языков



Национальные особености жестовых языков

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕСТОВЫХ ЯЗЫКОВ

В настоящее время в каждой стране развилась своя неповторимая форма жестового языка. В США таким языком пользуется более полумиллиона человек. Он называется американский знаковый язык (второе название Амеслан, или АСЛ). Следом по распространенности идут испанский и итальянский жестовые языки. В Великобритании более 50 тысяч глухих людей общаются с помощью британского знакового языка (или БСЛ). Однако национальные границы не всегда определяют область распространения жестовых языков. К примеру, в Ирландии существует два языка: один используется протестантами, другой — католиками. В Китае тоже язык не похож на тот, которым пользуются на Тайване.

В жестовых языках глухих встречается, как и в словесных языках, много местных региональных отличий. Например, в книге Эда Шройера “Знаки по всей Америке” представлено 1200 знаков из 25 штатов, которые обозначают 130 основных слов, причем каждое имеет до трех вариаций, порой весьма далеких от знаков АСЛ.

Несмотря на национальные и диалектные отличия, знаковые языки для глухих все же имеют общие черты. Если встретятся двое глухих из разных стран, скажем, из Японии и Германии, то они гораздо быстрее найдут общий язык, чем слышащие люди. В 1975 году Всемирная федерация глухих для официальных церемоний приняла международный словарь для глухих — Джестуно, который включает в себя 1500 наиболее легко понимаемых знаков, взятых из различных национальных систем. Что-то вроде эсперанто; применяется на конференциях и мероприятиях, собирающих международную аудиторию.

Поскольку понятия, на которых основаны знаки для глухих, изображаются руками, то знаки можно разделить на два типа — иконические и произвольные. Иконические знаки содержат элемент того, что они представляют: понятие “дом” может быть изображено руками в виде контура здания с крышей, “абажур” — в виде шатра из полусогнутой ладони и т. д. Произвольные знаки явной связи с обозначаемым ими предметом не обнаруживают. Так, “сестра” обозначается кругом указательным пальцем правой руки вокруг носа.

У многих знаков древняя история. Старый знак “молока”, например, имитирует дойку коровы. У других, наоборот, история короткая. Так, понятие “телефон” раньше, когда динамик и микрофон не были объединены одной трубкой, передавалось обеими руками; после появления телефонной трубки возник другой жест — вытянутый мизинец и большой палец, протянутые ко рту и уху, а в последние годы (с появлением мобильных телефонов) — изогнутая ладонь. Движение, изображающее набор номеров, тоже изменилось. Раньше оно напоминало набор цифр на диске, а теперь — на кнопочной клавиатуре.

Помимо алфавита глухих, использующего одну руку, существует и алфавит, использующий обе руки. Первое упоминание о нем встречается в книге “Дидаскалокофус, или Руководство для глухих и немых людей”, написанной в 1680 году учителем из Абердина (Шотландия) Джорджем Далгарно. Современный американский и британский пальцевый алфавит с использованием двух рук происходит от одной из версий системы “Дигити-Лингва” (1698 год).

Пальцевые алфавиты эффективны не только в общении и обучении глухих и глухонемых людей, но и в общении и обучении умственно отсталых детей и детей с врожденными пороками, а также взрослых, потерявших возможность нормального общения в результате травмы или шока.

Лишиться зрения или слуха — огромная потеря для человека, но еще более страшная потеря — одновременное отсутствие зрения и слуха (от рождения или потеря их в раннем возрасте). В недавнем прошлом считалось, что формирование интеллекта в этом случае невозможно, поскольку традиционные формы обучения и воспитания рассчитаны в основном на зрение и слух. Лишенный возможности общения и обучения, слепой и глухой ребенок становился еще и немым. Его ждала печальная судьба.

Американский врач и педагог Самуил Гридли Хоув пришел к мысли: чтобы установить контакт со слепоглухим ребенком, надо использовать другие входные каналы (кроме зрения и слуха), а именно сохранившиеся у него органы чувств. Через них сформировать речь, а затем уже использовать речь для дальнейшего формирования личности и включения ее в жизнь общества.

В 1837 году Хоув в своей школе для слепых начал обучать восьмилетнюю слепоглухонемую девочку Лору Бриджмен. Хоув решил сделать главными входными воротами в ее сознание пальцы. Хоув давал девочке ощупывать различные предметы (ложку, ключ, фигурки и т. д.), на которые наклеивал этикетки с их названиями, составленные из рельефных букв. Это было начало долгого упорного труда (он подробно описан у Чарльза Диккенса в “Американских заметках”).

В 1887 году дело Хоува продолжила Анна Суливан (была слабовидящей), которая стала воспитательницей слепоглухой девочки. Демонстрируя ей предметы на ощупь, Анна называла их на “языке пальцев”, давая девочке ощупывать свою руку или складывая соответствующим образом ее пальцы. Труды Анны были вознаграждены: в будущем ее воспитанница Елена Келлер стала доктором философии, написала книгу о себе и оказывала помощь в организации слепых и глухих. В России целенаправленно заниматься обучением слепо- глухонемых детей начали с 1955 года в Институте дефектологии Академии педагогических наук СССР, а с 1963 года — в Загорском детском доме для слепоглухонемых.

В настоящее время для связи со слепоглухими людьми используется два алфавита. Так называемый блок, когда на ладони получающего сообщение проводят пальцем заглавные буквы, и более быстрый — пальцевый алфавит для слепых и глухих (модификация алфавита для глухих с использованием двух рук), когда “говорящий” наносит своей правой рукой на левой руке “собеседника” соответствующие знаки.

В наше время почти во всех европейских странах и в США сложились и успешно функционируют национальные жестовые языки. А как же происходило развитие жестового языка в России? Есть основания утверждать, что российская система жестового общения глухих возникла еще в XI веке. В одной из летописей упоминается, что в 1014 году при Киево-Печерском монастыре был создан приют для “убогих” детей, где опекались слепые, глухие и другие калеки. О приюте шла большая слава. Сохранились ли традиции первого коллективного жестового общения, неизвестно. Однако традиция общественной опеки “убогих” сохранилась. Приюты были в монастырских богадельнях, а с середины XVI века и в некоторых государственных учреждениях. О контактах и взаимовлияниях отдельных групп глухих, к сожалению, ничего не известно.

В 1763 году в Москве был создан первый Воспитательный дом, в котором начали разрабатывать отечественную систему воспитания и трудового обучения детей с недостатками слуха. Поскольку многие воспитанники попадали в Воспитательные дома совсем маленькими детьми, то главная задача была в том, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни и обучить профессии. Глухих детей не учили грамоте и русскому языку, общались они между собой при помощи жестовой речи. При помощи жестовой же речи осуществлялся и весь педагогический процесс. Таким образом, в Московском воспитательном доме впервые складывается система, которая не только удовлетворяла потребности личностного общения глухих, но и служила единственным средством организации всего педагогического процесса.

В 1806 году была открыта школа для глухих детей под Петербургом (ставшая крупнейшим центром развития теории и практики русской сурдопедагогики до революции 17-го года), а в 1834 году — в Москве. В организации обучения и воспитания глухих существовала преемственность между Воспитательными домами и училищами для глухонемых (так тогда называли школы). Со временем взаимовлияние систем увеличивалось, что было обусловлено, в первую очередь, контактами между взрослыми глухими. Некоторые выпускники Московского воспитательного дома продолжили образование в Петербургском училище.

В формировании единой системы жестового общения сыграли свою роль и учителя, которые, меняя место работы, переезжали из Москвы в Петербург и наоборот. Большое значение для развития национального жестового языка имела первая русская книга о глухих и их обучении. Издана книга была в 1835 году и называлась “Глухонемые”. Ее автор В. И. Флери, директор Петербургского училища, описал две основные разновидности жестовой речи и поместил в книге словарь жестов, которыми пользовались в его училище. Высокая популярность книги среди русских сурдопедагогов и авторитет Флери как знатока жестовой речи значительно усилили тенденцию к сближению региональных жестовых систем в XIX веке. Окончательно русская система жестового общения сложилась в 20—30-е годы XX века после создания Всероссийского общества глухих и его местных отделений. Расширялись контакты между глухими различных регионов, проводились совместные конференции, спортивные соревнования, фестивали. В 1957 году был опубликован первый жестовый словарь Гейльмана и началась централизованная подготовка переводчиков.

Во всех регионах бывшего Советского Союза, за исключением Прибалтики (там глухие общаются на своих национальных жестовых языках), у большинства глухих язык жестов стал единым. Хотя наряду с общим языком существуют и местные диалекты. Особенно заметны диалектные различия в лексике. Большинство членов республиканских обществ глухих владеют и общим жестовым языком, и диалектом (в Латвии, Литве и Эстонии — тоже, даже если и не владеют русским языком).

В общении глухие люди обычно используют словесную речь и специальную жестовую речь. Словесной речью рано оглохшие дети могут овладеть только в условиях специально организованного обучения. И чем раньше начнется такое обучение, тем лучше. В последние годы во многих странах, в том числе и у нас, детей уже в первые месяцы жизни начинают обучать языку глухих. Подобная работа проводится в условиях максимального использования и развития остаточного слуха ребенка с применением звукоусиливающей аппаратуры. Глухие дети постепенно овладевают устной, письменной и дактильной формами словесного языка. Дактильная речь в российской сурдопедагогике используется как вспомогательное средство. К сожалению, очень немногие выпускники школ для глухих без затруднений пишут, читают, общаются с нормально слышащими людьми и сами легко понимают окружающих (зрительно или с помощью звукоусиливающих аппаратов). Поэтому, владея в какой-то мере словесным языком, глухие в качестве основного средства общения со слышащими и между собой, в качестве средства обучения и познания предпочитают систему жестового обращения.



Перейти в форум

Категория: Глухие и немые жестовое общение | Добавил: Admin (11.08.2007) | Автор: Издательский Дом «РИПОЛ классик».
Просмотров: 17522 | Рейтинг: 4.7/3 |
Ссылки на документ, для вставки на форум или к себе на страницу.
Для форума BB-Code
Ссылка

»Форма входа
Логин:
Пароль:
»Календарь
»Спонсор
Достойный заработок в интернете. Регистрируйтесь и не пожалеете! Я уже в этом убедился, советую и Вам! Удачи!!!

Дополнительный зароботок в интернете
»Поиск
»Спонсор
»Друзья сайта
  Все материалы Книги, Статьи, Рефераты, Дмпломы, находящиеся на сайте Psychologiya.ucoz.RU Администрация\Пользователи проекта использовали обратные ссылки при использовании материалов из других источников, или указывали на автора.Использование материалов сайта ПРИВЕТСТВУЕТСЯ, Только с обратной АКТИВНОЙ ссылкой на Сайт.
Получить свой бесплатный сайт в UcoZ Psychologiya.ucoz.RU © 2007- Получить свой бесплатный сайт в UcoZХостинг от uCoz