Позы и движения
Теперь переходим к рассмотрению других жестов: жестов, выполняемых при помощи ног, корпуса тела; проанализируем осанку, походку, различные стойки и способы посадки.
В общих чертах можно сказать, что многие движения верхней части туловища интерпретируются в их взаимосвязи с дыханием. Происходящее при глубоком вдохе увеличение размеров верхней части туловища приводит к нарастанию силы и предприимчивости. Мы говорим, что человек задается, когда он хвастливо выпячивает грудь, угрожающе наступает на кого-либо всей грудью или ведет себя так, чтобы привлечь к себе внимание. По аналогии с этим сужение грудной клетки объясняется выдыханием воздуха — параллельно происходит спад чувства силы и собственного достоинства. Человек замыкается в себе, не может найти выхода из сложившейся ситуации. Если “замыкание” становится долговременной позой для верхней части туловища, то можно утверждать, что человеку присущи слабость, боязливость, уныние и пассивность.
Сигналы верхней части туловища расшифровываются следующим образом: если она наклонена вперед, то это свидетельствует о сближении, интересе или, наоборот, о запланированной активности, нападении. Отведенная назад верхняя часть туловища свидетельствует об отсутствии интереса (или занятости своими мыслями), об отступлении или “бегстве”.
Нижнюю часть туловища, где расположены многие важные органы, в случае угрозы мы защищаем всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами, например коленями, руками или кистями рук. Мы наклоняем верхнюю часть туловища вперед или напрягаем мышцы живота, втягиваем живот в себя. Если такое поведение действительно представляет собой защиту, то можно говорить о боязливости, озабоченности и испуге человека.
То, каким образом ведет себя нижняя часть туловища, приобретает дополнительное значение в связи с сексуальностью. По той простой причине, что в нижней части туловища расположены половые органы, таз представляет собой самую интимную зону человека. Эта область демонстрируется неохотно, а если уж и демонстрируется, то с однозначным смыслом.
В большинстве случаев, характеризуя внутренние качества человека, мы обращаем внимание и на то, насколько уверенно он “стоит на ногах”. Дзен-буддизм говорит, что “центр земли” человека расположен в его животе. Французский философ и социолог Эмиль Дюркгейм утверждал, что у западного человека центр тяжести смещен вверх, например в грудь или даже в голову. Поэтому человек становится настолько неустойчивым, что его можно стронуть с места малейшим толчком, легко ввергнуть в состояние неуверенности малейшим психическим “ударом”; человек не стоит “на земле обеими ногами” ни в физическом, ни в психологическом смысле. Оптимальная поза для тела — когда “оно висит на скелете”, когда тело для сохранения прямой осанки в любых ситуациях (стояние, ходьба, сидение) не проводит лишней мускульной работы. Чем больше приходится напрягать мышцы для сохранения позы, тем эта поза неувереннее и утомительнее, поскольку человек не расслабляется. А так как телесные и душевно-духовные процессы постоянно оказывают влияние друг на друга, то это означает, что человек в таком состоянии также напряжен и душевно.
Внешняя поза западного человека отражает и его внутреннюю позицию: человек направляет свое внимание на вещи, которые он может использовать, и стремится к вещам, которыми он может обладать. По словам А. Лоуэна, “везде, где налицо коренная неуверенность в нижней половине тела, индивид компенсирует ее тем, что руками и глазами держится за объективную действительность”. Например, худые и слабые ноги при мощном торсе говорят о том, что кажущаяся уверенность, активность и сила верхней половины тела компенсировали слабость нижней половины.
***
Итак, о чем говорят сигналы тела, когда мы стоим?
Давно подмечено, что, чем прямее выглядит человек внешне, тем ровнее он и внутренне. Такой человек не кажется ни неуверенным (наклон вперед), ни заносчивым (прогиб назад). Но нужно быть осторожными в такой прямолинейной оценке. Например, у большинства очень полных людей преобладает поза, когда они подаются вперед, так как не хотят казаться посматривающими на людей “сверху вниз”. Точно так же некоторые люди маленького роста стараются прогибаться назад, чтобы им не приходилось постоянно задирать голову вверх. Только совокупность нескольких сигналов тела может дать правильный ответ.
К примеру, обратим внимание на открытость или закрытость позы. Прежде всего имеется в виду область шеи и груди. Живые существа в момент опасности всегда стараются защитить свою сонную артерию. Человек делает то же самое: он поднимает плечи или втягивает голову. Смотря по обстоятельствам, он дополнительно прикрывается руками или каким-нибудь предметом (сумкой, папкой для бумаг, игрушкой и т. п.), который он использует в качестве щита. Посмотрите на рис. 2. У первого служащего открытая поза, у второго — закрытая. Нередко бывает, что при помощи уверенной позы только хотят достичь той уверенности, которую демонстрируют. И надменность, заносчивость — всего лишь маска или игра. Рис. 2 Прямую осанку можно назвать открытой: она выявляет не только открытость человека по отношению к окружающему, но и внутреннюю позицию, которая позволяет действовать так, как того требуют обстоятельства. Таким образом, это еще и гибкая позиция! Но опять-таки эту позу надо воспринимать только вместе с другими сигналами, например, с тем, как кто-то на нас посмотрел (или не посмотрел). Первую позу, изображенную на рис. 3, можно считать заносчивой только тогда, когда человек одновременно поглядывает “сверху вниз”, демонстрируя свою значимость, а партнер при этом чувствует себя находящимся внизу. Вторая поза на рисунке — открытая и сопровождается, как правило, прямым (открытым) взглядом. В этом случае она не воспринимается заносчивой или негативной, за исключением разве что очень “пристального” взгляда. Третья — поза покорности, сопровождается или взглядом снизу вверх или тем, что собеседник вообще прячет глаза. Некоторые люди любят эту покорность в других, другие чувствуют себя при разговоре с таким партнером весьма неуютно, третьи невольно принимают эту позу покорности, когда хотят чего-нибудь добиться от начальника.
Рис. 3 Следует обращать внимание и на то, насколько свободно стоит человек. Бывают люди, которым непременно нужно на что-то облокотиться (например, некоторым учителям или ораторам — о стол, о трибуну). Другие, наоборот, не пользуются этим, даже если есть такая возможность. Надо заметить, что иногда даже уверенные и крепко стоящие на ногах люди все же чувствуют потребность прислониться. Если свободная или несвободная поза для человека — обычная, то можно предположить, что она отражает его внутреннюю позицию. Рассмотрим некоторые виды.
Если у человека неподвижная, застывшая стойка (при сильной напряженности), то это показатель твердости, упрямства, плохой приспособляемости, негибкого самоутверждения.
Если у человека твердая стойка, но есть некоторая расслабленность, и вес тела перенесен на одну ногу, а другая — лишь подпорка, то это выдает человека подвижного, с живыми реакциями, гибкого, приспособляемого, непринужденного и бдительного. Но уже чувствуется определенная нехватка устойчивости, которая становится заметной при более сильных нагрузках.
Покачивание, приподнимание на носки, постоянное резкое поднимание корпуса — это подготовка активного движения вперед, готовность к борьбе. Но может быть и агрессивной установкой или просто заносчивостью.
Частая смена опорной ноги говорит об отсутствии твердой точки опоры (“легко опрокинуть”), недостатке твердости и дисциплинированности, мягкости, стремлении к удобству, ненадежности, боязливости, внушаемости и даже детской наивности при соответствующих симптомах. Из уст человека могут вылетать громкие слова о его самостоятельности и твердой точке зрения, но переступание при этом с одной ноги на другую выдает его с головой. Присуще многим политикам.
Когда человек широко ставит ноги, он пытается самоутвердиться (компенсация чувства неполноценности) или угрожает. Такой человек имеет большие притязания, высокую самооценку. При заметно повернутых наружу носках ног и чванливой походке выявляется большое самомнение, самодовольство, самоуверенность и тщеславие. Если при этом выпячивается живот и отклоняется назад верхняя часть тела (ходьба вразвалку), то причиной может быть и абсолютная наивность человека.
***
Почти все, сказанное о том, как мы стоим, справедливо и в отношении того, как мы ходим. Но движущееся тело подает и дополнительные сигналы. Идет ли человек целеустремленно? Плавные ли, гибкие, подвижные его движения или скованные, судорожные? Направление взгляда идущего человека тоже очень многое говорит о нем самом. Так, экстраверт (человек, психологически ориентированный вовне) смотрит вперед: и на дорогу, по которой идет, и на все интересное, что встречается вокруг. В то же время интроверт (человек, ориентированный внутрь) смотрит больше в себя. Он опускает голову и часто не замечает ни дороги, ни препятствий, ни других людей.
Оценивать человека можно по тому, как он ставит ногу. Некоторые идут так, словно идут на ходулях — выставляют коленки впереди всего тела и ставят ногу полной ступней (что говорит о повышенной осмотрительности или неуверенности). Точно так же шел бы солдат по минному полю или человек, когда он боится натолкнуться на что-нибудь в темноте. Другие стремительно ходят на цыпочках, как бы вбирая в себя пространство. Так ходят люди, имеющие перед собой ясную цель или вечно спешащие.
По тому, как человек ходит вдвоем или в группе, можно определить, эгоистичен он или внимателен к людям. Внимательный человек корректирует свою скорость с другими, постоянно обращает внимание, не отстали ли спутники, поддерживает под руку в случае необходимости.
Походка человека — явное свидетельство его психологического состояния (но может отражать еще статус, пол, возраст). Меняется состояние — меняется и походка. Навстречу к любимой или радостному событию мы буквально летим, после удара судьбы еле волочим ноги, пытаясь услужить — двигаемся торопливо, став “большой шишкой” — двигаемся величаво. У самодовольных, заносчивых людей руки двигаются подчеркнуто энергично, ноги как деревянные, подбородок высоко поднят, а вся походка несколько принужденная, с неосознаваемым расчетом произвести впечатление. Подчиненные семенят за лидером, как утята за уткой. Когда у человека нет конкретной цели, он медленно бредет, когда цель появляется — шаги учащаются и становятся шире. В темноте по походке можно определить: мужчина идет или женщина (у мужчин более широкие, размашистые шаги, чем у женщин).
В зависимости от ритма движений походка бывает различной.
Ритмичная (напряжение и расслабление сменяются ритмично, движения плавно перетекают друг в друга) — отражает хорошее настроение, готовность к действиям. Типична для гуляющих, для многих молодых девушек и высокомерно-беззаботных людей, которые часто ходят такой ритмично-покачивающейся походкой для своего удовольствия.
Равномерная (преобладание напряжения, прямолинейности, верхняя часть тела наклонена вперед) — отражает волевое стремление к цели. Пример равномерной походки — подтянутый армейский маршевый шаг.
С нарушениями в ритмичности (“запинающиеся”, прерванные на половине движения, спотыкания, заминки и т. п.) — человек наполовину “в себе” или не совсем “в себе”, его побуждению противостоят какие-то силы, отсюда раздвоенность и отсутствие уверенности. Такая походка выражает замешательство, задумчивость, нехватку внутренней свободы, робость (например, ученик, не выучивший урок, идет к доске), угнетенное настроение.
Важнейшими признаками походки являются: скорость, величина шагов, степень напряжения, связанные с ходьбой движения тела, постановка носков. Учитывается и влияние обуви, особенно у женщин. Быстрота походки зависит от темперамента и силы побуждений. Широкие шаги — у деловитых, непринужденных, целеустремленных людей. Короткие, маленькие — у осторожных, расчетливых, сдержанных, приспособляемых людей, у интровертов. Заметно мелкие и при этом быстрые шаги — у взволнованных или боязливых людей (бессознательно хотят уклониться, уступить дорогу любой опасности).
Подчеркнуто широкая и медленная походка — желание выставиться напоказ, действия с пафосом. Сильные и тяжелые движения всегда должны демонстрировать окружающим силу и значение личности.
Расслабленная походка выражает отсутствие интереса, безразличие, отвращение к принуждению и ответственности, а у многих молодых людей незрелость, недостаток самодисциплины или снобизм.
Типичная походка — совершенно свободная постановка ног без всякой форсированности, спокойные и упругие движения при выпрямленном корпусе, надежном равновесии, не быстро и не медленно, не напряженно и не расслабленно, не слишком большие и не слишком маленькие шаги. Так ходит спокойный, уверенный в себе человек — истинная личность, которая знает, что она хочет, и не нуждается в рекламировании своей ценности форсированными движениями.
Раскачивающаяся походка. Если при ходьбе раскачивается верхняя часть корпуса (при каждом шаге поворачивается то одно, то другое плечо) и подчеркнуто демонстративный характер каждого шага, то так рекламируют себя “силачи”, которые совсем не настолько витально и мышечно сильны, как хотят показать. У самоуверенных и наивно-инстинктивных людей ритмически сильная походка, немного раскачивающаяся вперед-назад, у самовлюбленных людей раскачиваются плечи в резонанс. Раскачивание бедер при ходьбе (часто у девушек и у молодых женщин) — проявление аффективности, кокетливости.
Шаркающая “провисающая” походка (тяжеловатые, расплывающиеся движения) — выражение отказа от волевых усилий и стремлений, вялости, медлительности, лени.
Тяжеловесная “гордая” походка (с налетом театральности, с противоречиями типа: медленная ходьба, но маленькие шаги; верхняя часть тела держится слишком прямо, но отсутствует или нарушен ритм) присуща высокомерным, самовлюбленным людям, переоценивающим себя.
Неестественная походка. Угловатая, деревянная походка (напряженность в ногах, тело не может естественно раскачиваться) выражает зажатость, недостаток контактов или жизненных сил, робость, неспособность к свободному проявлению. Неестественно порывистая походка (подчеркнуто большие и быстрые шаги, сразу заметное размахивание руками вперед-назад) — демонстрация подлинной или мнимой активности. Постоянное приподнимание вверх на напряженных носках ног бывает у людей, которые стремятся вверх, ведомые идеалом, сильной потребностью, чувством превосходства (особенно интеллектуального).
*** Большое значение имеет дистанция общения.
В будничной жизни в интимной зоне человека могут оказаться не только те, кого он подпускает к себе добровольно, но и люди, вторгающиеся туда самовольно. Любой человек с трудом переносит, когда кто-нибудь без разрешения на то дотрагивается до него. Каждый человек желает сам определять, с кем он хочет быть в “интимных” отношениях, а с кем нет. Поэтому тот, кто перешагивает его границу безопасности, руководствуясь только собственным желанием, возбуждает в человеке очень сильные отрицательные чувства, вплоть до отвращения. Однозначно — тот, кто не уважает интимной зоны другого, одновременно не уважает и его как личность.
К сожалению, многие люди, и особенно начальники, продавцы, работники сферы обслуживания, воспитатели, учителя, члены семьи или близкие друзья постоянно вторгаются в интимную зону других людей: подчиненных, покупателей, клиентов, родных, друзей. Некоторые матери считают себя вправе постоянно ощупывать руками своих детей, хотя те всем телом выражают протест. А по какому праву учителя дотрагиваются до учеников, которых хотят приблизить к себе? Конечно, многие ученики рады такому жесту, другие же страдают от вторжения в их личную зону, но не осмеливаются об этом сказать, хотя язык их тела однозначно “говорит” о неприятии такого отношения.
Нередко человеку демонстрируют свое неуважение к нему именно вторжением в его личную зону. Сознательное вторжение в личную зону другого является стратегией следственных работников, когда они хотят заставить подследственного “расколоться”. Почти в каждом детективном фильме можно наблюдать такие сцены. Так же и люди, которые хотят “сломать” другого, используют вторжение в его интимную зону (человек страдает от этого, а значит, психологически ослаблен!), если он, конечно, не сумеет защититься. Работники сферы обслуживания, не умея определять величину необходимой дистанции по отношению к клиенту, оскорбляют или отпугивают его своими действиями. Например, тот же портной, перед снятием мерки должен спросить на это разрешение у клиента и только после того, как дождется ответного кивка (бессловесный сигнал), прикоснуться к клиенту.
К сожалению, многие начальники позволяют себе нарушать интимную зону своих подчиненных только на том основании, что они “начальники” (но вряд ли позволили бы такое по отношению к себе!). Действительно, чем выше статус лица, тем большая интимная зона ему полагается, но это не значит, что у подчиненных интимная зона равна нулю. Начальник может подойти ближе к подчиненному, но только в непринужденной обстановке (в специально организованном для этого уголке, конференц-зале, на вечеринке и т. п.).
Если понаблюдать за группой незнакомых людей, то по сигналам дистанцирования можно определить, кто из присутствующих здесь главное лицо. Сначала надо выбрать некую “представительную” фигуру, а потом отметить, ей ли окружающие выделяют при общении больше всего места. Если да, то это и есть главный, причем не формальный, а истинный. Конечно, следует учитывать и то, как подходят к нему члены группы, как смотрят на него, какие движения делают во время разговора.
Напористый или агрессивный человек склонен к буквальному расширению своих границ: он вытягивает или широко расставляет ноги, делает размашистые жесты, касаясь окружающих людей, слишком близко подходит к другим или даже специально прижимается, подталкивает. При попытке вторжения в свою интимную зону человек обычно уклоняется всем телом или частью тела, откидывается назад, отходит, использует отгораживающие жесты, выстраивает “стену” с помощью какого-нибудь предмета, пересаживается на другое место, словесно негодует, то есть отстаивает свое пространство. Но так ведут себя люди, недостаточно уверенные в себе, с повышенной тревожностью. Спокойный и уверенный в себе человек гораздо меньше озабочен неприкосновенностью “своих границ”. Если мы вынужденно оказались притиснуты к другим (в общественном транспорте, в лифте и т. д.), то согласно неписаному “уговору” мы должны избегать встречаться с ними глазами (а не рассматривать, тем более не пялиться), постараться замереть и не заговаривать.
Чтобы правильно “прочитать” жесты, необходимо учитывать направление, темп, размах, вариантность и переходы движений.
Когда верхняя часть тела и голова человека наклоняются вперед, то это является показателем увеличения интереса (неважно, позитивного или негативного); когда движутся назад, то это уклонение, отвоевывание дистанции, страх или реакция бегства; когда в сторону — уменьшение или полное исчезновение интереса. При одновременном вытягивании рук ладонями вперед защита (пассивная или с выраженной готовностью к нападению) усиливается. Когда человек тянется вверх, то так проявляется его уверенная активность или самосознание (но также хвастовство, превосходство); когда вниз — скромность и смирение (но также низкая самооценка, угнетенность, подхалимство, прошение). Когда тело как бы стягивает себя вовнутрь, то человек хочет сделаться незаметным, прячется в себя. Присуще стесняющимся, неуверенным, боящимся контактов, испытывающим страх или стыд людям (горе и депрессия сжимают сосуды, что ведет к уменьшению кровообращения, чувствительности к раздражителям и деятельности воображения). Посмотрите, как какой-нибудь робкий абитуриент ждет результатов вступительных экзаменов: сидит, совершенно сжавшись, с тесно стоящими ногами, лежащими рядом руками и направленным в пол взглядом. Когда тело как бы расширяется, растягивается наружу (в мир), то человек хочет обратить на себя внимание, часто у тщеславцев (“гордо надутая грудь”) и льстецов. Так же может выражаться радость, счастье, внутренний избыток силы и внутренняя окрыленность (сосуды расширяются, что ведет к усилению кровообращения, чувствительности к раздражителям и переживанию представлений); бывает при вздохе облегчения.
Быстрый, бойкий темп движений говорит о живом темпераменте (быстрые внутренние процессы, быстрое возбуждение, быстрые ответные реакции), оживленности, проворности, бойкости; отражает также радостное настроение. Поспешный темп выдает взволнованного, непостоянного, торопливого или нервного человека. Спокойный и расслабленный темп — у равнодушных, обстоятельных или уравновешенных людей; часто бывает следствием чувства превосходства и завоевания доверия. Медленный и вялый темп говорит об отсутствии темперамента, порыва, о вялости, трудности схватывания, а также о подавленном настроении и грусти. При горячности, импульсивности — убыстряющийся темп; при разочаровании, недостатке двигающей силы, ослабевающем внутреннем импульсе — замедляющийся. У лживых мошенников и у снобов наблюдается демонстративно-расслабленный темп.
Широкие движения обычно делают “большие” люди” — спокойно, с пафосом и претензией на неукоснительное исполнение. Широкие движения выражают живое, несдерживаемое чувство (аффект), импульсивность, радостный настрой, воодушевление. Так как широкое движение притягивает к себе внимание, его используют и те, кто желает быть замеченным: люди чванливые, хвастливые и тщеславные, а также властолюбивые и те, кто постоянно преувеличивает свое значение. Понятно, что мелкие движения вызывают противоположное впечатление. Их предпочитают те, кто не хочет привлекать к себе внимание; к этой группе принадлежат люди непритязательные, скромные, желающие казаться меньше, чем они есть на самом деле, корректные, тактично сдержанные и внутренне чувствительные, не желающие выставлять свои чувства напоказ. Но подобное поведение может скрывать и осмотрительность, хитрый расчет, ловкость, коварство — таким образом пытаются произвести скромное, безобидное впечатление. Мелкие движения используют и пустые, слабовольные люди.
Закругленная форма протекания движений (мягкая, округленная, богатая по составу) бывает при безоблачно-беззаботном отношении к миру, естественной приспособляемости и сострадании. Неупорядоченно-резкие движения — у возбужденных, раздражительных, нервных людей; точные — у волевых, дисциплинированных, владеющих собой; “одеревеневшие” — у заторможенных, закрытых, раздвоенных личностей; скудные и отрегулированные — у современных деловых людей, зацикленных на своем деле, когда эмоции отодвинуты на второй план.
Многообразие движений и богатство их форм говорит об открытости чувств, духовном богатстве, уравновешенности, радостном настроении; но может отражать и внутреннюю недисциплинированность, внушаемость и несамостоятельность. Монотонные, однообразные движения говорят о бедности чувств, малой открытости, тупости или пресыщенности, а также об угнетенности. Холодный волевой человек, подавляющий чувства (игроки в покер, дипломаты, профессиональные военные, представители высшего света), исполняет их с напряжением, у него лицемерные или застывшие (замороженные) мимика и позы.
Очень много времени при общении с другими людьми мы проводим сидя, поэтому рассмотрение того, как мы сидим, тоже представляет большой интерес.
Посмотрите внимательно на рис. 4. Первая поза, изображенная на нем, это поза бегства. Вес тела смещен вперед, одна нога выступает на шаг вперед относительно другой, голова немного опущена, руки свободно висят между коленями. Чаще всего человек принимает такую позу, когда нездоров или неуверен в себе. Например, позу бегства можно наблюдать у людей, ожидающих приема перед кабинетом зубного врача. Поскольку вес тела и одна нога сдвинуты вперед, это позволяет очень быстро встать и уйти. Если такую позу принял ваш партнер по бизнесу, то заранее можно сказать, что вас ждет неудача. Человек, который сидит в позе бегства, обращен внутрь себя, его заторможенный мозг препятствует полному восприятию информации извне. Воспринимается только часть информации. Партнер не слышит вас, он весь в плену своих неприятных, агрессивных или критических мыслей. Некоторые путают позу бегства с позой интереса. Разница вот в чем: при позе бегства голова сильно наклонена вниз, и, если вы смотрите друг на друга, взгляд направлен снизу вверх (аналогично позе покорности, когда человек стоит). Резкое сгибание по причине обострения интереса происходит с поднятой головой, то есть с прямым, открытым (заинтересованным) взглядом.
Рис. 4 Если человек внезапно меняет внешнюю позу — это всегда отражает внезапное изменение внутренней позиции, потому что каждая поза тела оказывает влияние на внутреннее состояние (и наоборот). Однако даже такая “говорящая” поза, как поза бегства, нуждается в добавочных сигналах для однозначной интерпретации. Может быть, человек согнулся просто, чтобы расслабить спинные мышцы вдруг заболевшей спины? А может быть, он захотел в туалет и ждет лишь удобного момента, чтобы выйти (не хочет, например, прерывать партнера).
Вторая поза, изображенная на рис. 4,— открытая, гибкая. Человек сидит прямо, но плечи расслаблены (а не как “аршин проглотил”), вес верхней части тела покоится выше пояса, ноги расположены в удобном положении параллельно друг другу, руки на коленях или на столе, взгляд направлен прямо перед собой. Человек, который так сидит, готов уступить вам место или согласиться с вами. Именно так должны сидеть ученики за партой для лучшей восприимчивости. До тех пор пока партнер по переговорам сидит именно так, он воспринимает ваши сообщения, так как ему интересен разговор или вы сами.
Третья поза, изображенная на рис.4,— заносчивая. Вес тела перемещен назад, человек прислоняется к спинке стула, положив ногу на ногу. Однако такая поза не всегда выражает заносчивость, высокомерие. Когда люди хотят принять удобное положение, они тоже сидят, откинувшись далеко назад, положив ногу на ногу или даже высоко задрав обе ноги. Некоторые очень любят сидеть “развалившись” (в том числе и из озорства), в то время как другие даже в быту предпочитают строгую, прямую позу. Нужно учитывать всю совокупность сигналов.
Воспринимая и оценивая неожиданные изменения позы тела, помните: чтобы, например, рывком поднять вперед верхнюю часть тела, когда человек глубоко сидит в кресле, требуется значительная сила. Однако наш организм чрезвычайно экономичен и не расточает силы зря. Можно энергично и целеустремленно бежать, но нельзя энергично (то есть с большими затратами энергии) плестись.
Пока человек находится в состоянии душевного покоя, он не затрачивает много энергии, если только что-то неожиданно не привлечет его внимание и не вызовет в качестве реакции энергичный разворот тела к его источнику. А кто-то, наоборот, может внезапно утратить интерес и впасть в состояние душевного покоя, расслабиться. Понаблюдайте за своим собеседником, исходя из этого правила!
Еще один критерий для оценки позы, в которой мы сидим (справедлив только для длительных бесед). О действительном интересе человека больше, чем слова и глаза, говорит его область груди. Если человеку действительно интересен разговор, он направит на говорящего не только взгляд, но и грудь, то есть развернет тело в его сторону.
***
А теперь поговорим немного о масках. Нет, не о тех, которые надевают на карнавал и на Новый год. А о мускульных масках лица и тела. Человек может улыбаться целый день (клиентам, начальству, соседям, детям, родственникам), хотя на самом деле раздражен и сердит. Улыбка врастает в лицо и со временем становится маской. Но в маскировке участвуют не только мускулы лица. Мы можем маскировать все тело. Женщины, чтобы скрывать свою сексуальную привлекательность, сдвигают ноги, когда сидят, носят лифчики, чтобы держать груди на месте. Мужчины держат себя прямо, застегивают на все пуговицы рубашки, втягивают свой живот, сдерживают слезы. Существуют даже различные виды маскировок: для вечеринок, для работы, для похорон, для свиданий и т. д. Новички в тюрьме отрабатывают апатичное и бесхарактерное выражение лица, зато оставшись одни, сбрасывают маску и начинают преувеличенно смеяться и ругать тюремщиков. Под старость у “маскировщиков” опускаются щеки, нахмуренные брови не разводятся, а морщины не разглаживаются. А игривое выражение лица старухи вызывает только жалость.
Прочитать жесты тех людей, которые постоянно носят маски, очень трудно. Нужно уловить момент, когда маска будет сброшена. Это обязательно рано или поздно произойдет. Когда у человека расширяется личная зона, то есть он остается один или окружающие его люди находятся на достаточно большом расстоянии, маска обычно сбрасывается. Уверенный в себе и жесткий начальник дома может превратиться в жалкого, больного, одинокого человека, а услужливый тихоня — в наглого насмешника.
Но бывают ситуации, когда маска необходима: благожелательные и ободряющие улыбки врачей, учителей, психологов, скорбные лица и скупая жестикуляция на похоронах и поминках и т. д. Если человек полностью игнорирует многие обычно принятые в обществе маски, то это может быть признаком психического расстройства или сознательным вызовом обществу или отдельным его членам. В случае психически больных это послание на языке тела является криком о помощи.
Нередко и маскировка не может прикрыть невольных действий. Напряженная ситуация заставляет людей покрываться испариной, и это невозможно скрыть. Или у людей могут начать трястись руки или дрожать ноги. Можно скрыть эти проявления волнения, положив руки в карман, присев или начав быстро двигаться. Но внимательный наблюдатель заметит эту замену.
Перейти в форум
|