google.com, pub-9722435618707273, DIRECT, f08c47fec0942fa0 Cайт юмора и развлечений (все для отдыха)
Всё о Психологии. Психолог и "Я"
Гость | RSS
   В избранное | Стартовая
»Меню сайта

»Спонсор
HashFlare
»Наш опрос
Вы ещё вернётесь на сайт?
Всего ответов: 639
»Статистика

Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Из них Гостей: 1
Пользователей: 0



Сегодня
именинников нет.
»Спонсор
Неплохой заработок в Интернете без обмана.
»Главная » Библиотека » Жесты, Позы, Мимика » Глухие и немые жестовое общение » Жестовое общение глухих и немых. Дактилогия.

Жестовое общение глухих и немых. Дактилогия.



Жестовое общение глухих и немых. Дактилогия.

ЖЕСТОВОЕ ОБЩЕНИЕ ГЛУХИХ И НЕМЫХ. ДАКТИЛОЛОГИЯ

Основные входные ворота восприятия (окна в мир) — зрение и слух. Через них мы получаем большую часть впечатлений об окружающем наc мире, на них построено обучение и воспитание. И именно посредством зрения и слуха происходит общение людей, включение человека в общество. У слепого человека отсутствует зрительный контакт с миром, но его включение в общество осуществляется речью: он слышит и говорит сам. Глухой человек лишен восприятия мира звуков, но видит пространство, людей, их мимику, движения губ при разговоре, он может читать. Для общения глухих людей разработаны различные системы пальцевого, жестового общения. Вот о них мы и расскажем в этой главе.

Дактилология — это способ разговора глухих с помощью пальцев. Каждое положение пальцев при этом означает какую-нибудь букву. В мире на сегодня насчитывается более сорока таких алфавитов и систем. В большинстве алфавитов используется одна рука, что весьма удобно: во время “разговора” в другой руке можно держать ребенка, домашнее животное, сумку с покупками, портфель, зонтик, производить какие-нибудь другие действия. Но есть системы, где используются две руки, например в Великобритании.

Количество знаков в “пальцевом” алфавите зависит от количества знаков в алфавите национального языка: в России 33 знака, в Китае — 30 и т. д. В 1963 году был разработан Международный пальцевый алфавит для общения глухих из разных стран на Олимпиадах, конгрессах Всемирной федерации глухих и тому подобных мероприятиях.

Пальцевые алфавиты — приемлемое средство общения глухих людей, но ни один из этих алфавитов не располагает средствами для обозначения знаков пунктуации, пробела между словами, заглавных букв, некоторых названий и имен, иностранных слов, специальных терминов и слов, выражающих оттенки различных эмоций, кроме тех случаев, когда оба собеседника хорошо знают, о чем идет речь.

“Речь” глухонемых со стороны выглядит довольно необычно: пальцы “говорящих” двигаются почти так же быстро, как пальцы опытной машинистки. Собеседники не воспринимают каждую букву по отдельности, как и слышащие люди не воспринимают каждую букву при чтении. Буквы в сознании мгновенно превращаются в слова.

Нередко слышащие люди принимают за пальцевый алфавит жестовый язык глухонемых. Но это разные языки.

Пальцевый алфавит передает звуки речи, буква за буквой, а жестовый язык передает целые понятия. В жестовом языке важны не только движения рук, но и положение кистей рук, выражение и повороты глаз, мимика лица, повороты головы. Жестовые знаки появились еще во времена античности. В IV веке до н. э. Платон писал о глухих, которые для общения использовали различные движения рук, головы и тела. В Мишнах, сборнике законов древних евреев (II век н. э.), читаем: “Глухонемые могут изъясняться знаками и получать информацию при помощи знаков”; этот способ общения разрешали использовать в судебном разбирательстве.

Рис. 1 (русский пальцевый алфавит)
Современная наука располагает весьма скудными сведениями о происхождении и развитии существующих сегодня национальных (точнее даже — территориальных) жестовых языков. Источники отсутствуют или они мало достоверны. Это связано с тем, что, во-первых, жестовый язык — бесписьменный, во-вторых, что исторический аспект проблемы жестового языка глухих мало разработан. Многие предположения пока невозможно доказать.

Замечено, например, что в семьях, где из поколения в поколение рождались глухие дети (так называемая генетическая глухота), с ними довольно жестоко обращались, причем как нормально слышащие, так и глухие члены этих семей. Общение с глухими требует времени, внимания и терпения. Для повседневного общения в каждой семье вырабатывалась своя жестовая система, которая, как правило, была достаточно простой по структуре. Когда глухой попадал за пределы своей семьи, общение с другими людьми становилось для него проблематичным.

Окружающие люди его просто не понимали. Для того чтобы начала формироваться жестовая система, общая не только для каждой конкретной семьи, но и для более широкого социума глухих, должен был организоваться такой социум. Только в сообществе таких же лишенных слуха людей, как и он, глухой человек в процессе длительного и тесного взаимодействия мог развивать жестовую речь, которая бы удовлетворила все его коммуникативные потребности. Само такое сообщество (социальная группа), чтобы в нем успешно функционировала и совершенствовалась система жестового общения, должно было быть стабильным и обеспечивать преемственность языковой традиции. Как, где, когда появились такие сообщества? Давайте углубимся в историю.

В 1620 году испанский монах-бенедиктинец Хуан Пабло Банет опубликовал книгу “Упрощение букв и искусство обучения речи глухих”. Это был пальцевый алфавит, использующий одну руку. Изобрел ли его монах сам или алфавит уже применялся в монастыре, неизвестно.

В XVIII веке испанский еврей Якоб Перейре обучил этому алфавиту свою глухую сестру. Когда Перейре с семьей из-за преследований перебрался во Францию, он адаптировал алфавит к французскому языку. Во Франции к тому времени существовала уже почти столетняя практика индивидуального обучения глухих детей. Стали возникать школы для глухих детей.

Первая такая школа для 65 учеников была открыта в Париже в 1760 году аббатом Чарльзом Мишелем де`Лепе. Аббат стал учителем для глухих случайно. Однажды он дал укрытие от дождя двум глухим сестрам, которые общались между собой при помощи собственного кода пальцевых знаков и мимики лица. Аббата очень заинтересовали эти знаки, и он решил их изучить. Позднее он познакомился со знаковой системой, использовавшейся глухими в Париже, и создал свой словарь. Словарь стал основой для современного французского знакового языка (или СЛФ). Школа де`Лепе работает и сегодня. В конце XVIII — начале XIX веков подобные школы стали возникать во многих странах Западной Европы.

В 1817 году модифицированная версия парижского алфавита появилась в США. Томасом Хопкинсом Галлоде была основана первая школа для глухих в Хартфорде, штат Коннектикут. Из Парижа, где Галлоде знакомился с последними методами обучения глухих, он привез лучшую ученицу, Лорен Клерк, которая и стала первой глухой учительницей. Клерк комбинировала алфавит де`Лепе и тот, которым пользовались в местном сообществе глухих. К 1863 году в США уже существовало 22 школы для глухих. В 1864 году сын Галлоде способствовал учреждению в Вашингтоне первого американского колледжа для глухих. Университет Галлоде — единственный университет в мире, где любой предмет, от управления бизнесом до физики и философии, преподается при помощи знаков.

Таким образом, можно говорить о появлении национальных жестовых языков, первыми авторами которых были коллективы глухих детей этих школ и отдельные энтузиасты среди слышащих людей. Эти же коллективы стали социумом глухих. Не сразу конечно. Потребовалось время для преодоления изолированности разных школ каждой страны, а следовательно, и локальности складывающихся в них систем жестового общения. Очень активно этот процесс шел в XIX веке.

Внутри каждой страны постоянно расширялись контакты между выпускниками школ для глухих и глухими, которые не посещали школы. Все это привело к созданию в конце XIX века национальных Ассоциаций глухих. Ассоциации способствовали стиранию региональных отличий и унификации жестового языка.

Ассоциации также защищали гражданские права своих членов, боролись за социальную реабилитацию глухих людей. Издавна большинство слышащих людей полагали, что глухие не могут быть интегрированы в общество слышащих до тех пор, пока не научатся речи (например, в XIV веке испанский закон признавал право наследования только за теми, кто был способен говорить). Но даже когда глухие обучались жестовой речи, эту речь считали “жестами обезьян” — примитивными, грубыми и не способными передать что-либо, кроме простейших посланий. Знаковые языки глухих оставались по большей части подпольными. И только в XX веке лингвистические исследования доказали, что жестовый язык имеет право считаться полноправным языком с собственным структурным богатством.

Начиная с конца 80-х годов XX века в разных странах мира развернулось движение общественности глухих за признание их национальным меньшинством со своей культурой и языком — разговорным жестовым языком. Это принесло свои плоды — во многих странах национальные разговорные жестовые языки начали использоваться в официальной обстановке, в частности, для жестового перевода телепередач, потеснив калькирующую жестовую речь. Значительно обогатился и лексический состав разговорных жестовых языков. Но признают ли глухих национальным меньшинством, покажет время. Ведь кроме признания в перспективе понадобится еще и создание интернационального жестового языка глухих.



Перейти в форум

Категория: Глухие и немые жестовое общение | Добавил: Admin (11.08.2007) | Автор: Издательский Дом «РИПОЛ классик».
Просмотров: 39574 | Рейтинг: 4.0/27 |
Ссылки на документ, для вставки на форум или к себе на страницу.
Для форума BB-Code
Ссылка

»Форма входа
Логин:
Пароль:
»Календарь
»Спонсор
Достойный заработок в интернете. Регистрируйтесь и не пожалеете! Я уже в этом убедился, советую и Вам! Удачи!!!

Дополнительный зароботок в интернете
»Поиск
»Спонсор
»Друзья сайта
  Все материалы Книги, Статьи, Рефераты, Дмпломы, находящиеся на сайте Psychologiya.ucoz.RU Администрация\Пользователи проекта использовали обратные ссылки при использовании материалов из других источников, или указывали на автора.Использование материалов сайта ПРИВЕТСТВУЕТСЯ, Только с обратной АКТИВНОЙ ссылкой на Сайт.
Получить свой бесплатный сайт в UcoZ Psychologiya.ucoz.RU © 2007- Получить свой бесплатный сайт в UcoZХостинг от uCoz